Алексей Фурсин: «Креативные индустрии – это, как правило, всегда венчур»
Руководитель департамента культуры Москвы о том, как развитие творческой сферы способствует тому, чтобы таланты оставались в РоссииВ 2025 г. в Москве будет запущен кластер видеоигр и анимации – второй после старта реализации кинокластера инфраструктурный мегапроект столицы в сфере креативных индустрий. Определив в качестве одного из приоритетов развитие креативных индустрий, московские власти рассчитывают, что к 2030 г. их вклад в ВРП достигнет 11%.
В интервью «Ведомости. Москва – 2030» руководитель департамента культуры города Алексей Фурсин рассказал о том, какое влияние стимулирование креативных индустрий уже оказывает на экономику столицы, какие проекты в этой сфере реализуются сейчас и почему плюсы развития творческого сектора перевешивают возможные минусы и риски.
«Задача состояла в том, чтобы собрать разрозненные креативные индустрии»
– Точкой отсчета, наверное, можно считать 2018 г. Ключевая задача на тот момент состояла в том, чтобы собрать разрозненные креативные индустрии, объединить и начать «подращивать». Через разные инструменты – финансовую поддержку, создание инфраструктуры, помощь в продвижении, упрощение процессов согласований, разрешений. Когда мы только начали активно развивать это направление, грянул 2020 год, мир накрыл коронавирус. Понятно, что в этот период ключевой задачей была разработка и реализация мер поддержки городского бизнеса. Всего тогда в рамках нашего департамента было запущено порядка 20 различных мер поддержки, это для всех сфер бизнеса. Уже в постковидный период мы сделали ставку на развитие инфраструктуры, и первым мегапроектом столичных властей стал кинокластер. Вторым станет создание кластера видеоигр и анимации.
Алексей Фурсин
Родился в 1974 г. Окончил Государственный университет по землеустройству в Москве и Российскую академию государственной службы при президенте РФ.В 1997 г. начал работать специалистом в федеральных органах власти по земельным и имущественным отношениям. В 2000-х занимал руководящие должности в различных подразделениях Минимущества, Росимущества, Федерального компьютерного центра фондовых и товарных информационных технологий («ФТ-центр»), Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС).
В 2016 г. назначен первым заместителем руководителя, а позже главой департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. В 2018 г. становится руководителем департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы.
В сентябре 2023 г. назначен министром правительства Москвы, руководителем департамента культуры города.
Но это не единственные направления, которыми мы занимаемся. В этот же период стало актуальным развитие сфер моды и дизайна. Например, Московская международная неделя моды за три последних года стала понятным и даже ожидаемым событием и для посетителей, и для индустрии – как для российских, так и для зарубежных байеров и дизайнеров. Есть отдельные направления работы с издателями, художниками, музыкантами. В основном они все связаны с продвижением – ключевым запросом, который есть у большинства из них.
– Задача по ВРП и увеличению других экономических показателей ставилась, но в тот момент – без целевых значений. Доля креативных индустрий в ВРП столицы с 2019 г. выросла с 7,4 до 9,1% по итогам 2023 г. Данных за 2024 г. по этому и другим показателям пока нет.
Кстати, мы вместе с ВШЭ первыми начали оценивать вклад креативных индустрий в экономику города. На тот момент коллеги при разработке методики подсчета опирались на мировую практику и опыт мегаполисов, где этот сегмент тогда был развит гораздо больше. Недавно в России был принят федеральный закон о креативных индустриях и, соответственно, сформирован собственный подход к определению тех, кто к ним относится. Скорее всего, это повлияет на данные о количестве компаний, выручке, доле в ВРП. Но независимо от методик мы видим стабильный рост в этом сегменте, он продолжается.
К 2030 г. благодаря системным программам по развитию творческого сектора, как мы ожидаем, вклад креативных индустрий в ВРП столицы увеличится до 11%. Также отмечу рост совокупной выручки компаний, работающих в креативной сфере Москвы: в 2023 г. этот показатель составил 5,8 трлн руб., что на 76,6% больше значения 2019 г. Увеличились и налоговые поступления креативного сектора в бюджет города в 2023 г. до 392,3 млрд руб., т. е. на 71,1% к 2019 г.
Здесь нужно понимать, что есть прямой эффект для экономики города от системного развития креативных индустрий, и мы его видим. Но стоит также учитывать и косвенное влияние, в том числе на другие сферы бизнеса. Креативная сфера – это же уникальная территория на границе между бизнесом и искусством, где творческая мысль может, во-первых, быть капитализирована, во-вторых, она также может дать добавочную стоимость и художественную ценность продукту предпринимателей. Взять, к примеру, промдизайн – влияет ли работа дизайнера на спрос и стоимость авто? Да, безусловно, потому что помимо технических параметров при покупке машины мы основываем свой выбор и на дизайне. Или сфера моды – здесь вообще внешние характеристики изделия выходят на первый план, и это уже не только и не столько легкая промышленность, но и большая индустрия дизайна одежды. И таких примеров можно привести очень много.
«Есть амбиция сделать кинокластер съемочным хабом мирового уровня»
– Надо сказать, что мы очень вовремя начали заниматься этим проектом, практически угадали момент. В 2019 г. стартовали, во время пандемии коронавируса был перерыв, к активной стадии реализации вернулись уже в постковидный период. А в 2022 г. из России ушли голливудские мейджоры, и у отечественной киноиндустрии возникла необходимость по существенному наращиванию кинопроизводства. Изначально запрос на развитие инфраструктуры для съемок кино в столице был сформулирован индустрией. В Москве, по разным оценкам, базируется около 90% кинокомпаний страны и загруженность съемочной инфраструктуры еще до того, как отечественные продюсеры увеличили производство, составляла 96%. 2022 год актуализировал этот вопрос, и все наши инфраструктурные наработки оказались очень востребованы кинокомпаниями (подробнее о реализации мегапроекта по созданию столичного кинокластера читайте на стр. 6. – «Ведомости. Москва – 2030»).
– Да, запрос есть. Более того, есть уже и реализованные международные кинопроекты. В частности, в 2024 г. на столичных локациях – Патриарший мост, Театральная и Манежная площади – прошли съемки нескольких эпизодов индийской киноленты «Величайший всех времен». В 2025 г. в Москве будет реализовано пять совместных кинопроектов с зарубежными коллегами.
Действительно, в 2022 г. главным образом мы старались закрыть в первую очередь потребности отечественного кинопроизводства. Но сейчас параллельно ведем работу и по продвижению кинокластера среди зарубежных студий и режиссеров, поскольку есть амбиция сделать его съемочным хабом мирового уровня. А рибейты – это способ привлечь в Москву иностранные продакшны. Это имеет под собой, во-первых, экономическую подоплеку – зарубежные кинокомпании будут тратить здесь, в Москве, деньги на оплату гостиниц, логистику, аренду, наем местных специалистов и т. д. Эти траты – вклад в развитие экономики столицы. Есть у этой инициативы также и политические, имиджевые мотивы – мы хотим показать всему миру современную, развитую столицу России. И ожидаем, что в перспективе это увеличит турпоток в Москву: подобная корреляция есть, как показывает опыт стран, где развита система рибейтов и проводились съемки знаковых кинопроектов.
– Наши рибейты на сегодня рассчитаны только на совместные проекты с кинопроизводителями из дружественных стран. Так получилось, что именно для них съемки в российской столице даже с экономической точки зрения представляют наибольший интерес. Мы территориально удобно расположены и для Азии, и для Ближнего Востока. Затраты на съемки зачастую у нас меньше.
«Индустрию видеоигр нам придется сейчас создавать практически с нуля»
– Как и в случае с киноиндустрией – создать инфраструктуру, т. е. базис, и через меры поддержки развивать эту сферу. Мы отчетливо понимаем, что сами видеоигры мы сделать не сможем, но создать для разработчиков все условия, простимулировать этот процесс, помочь в дальнейшем с продвижением уже готового продукта – в наших силах. Индустрию видеоигр нам, по сути, придется сейчас создавать практически с нуля. Дело в том, что наши разработчики признаны во всем мире и работают с зарубежными компаниями. То есть, по сути, сейчас это такая аутсорсная индустрия, где над продуктом работают наши разработчики, а IP – у иностранного правообладателя.
Да, у нас было небольшое количество успешных отечественных игровых компаний. Но в 2022 г. большинство из них не стали адаптироваться и искать партнеров на внутреннем рынке и в дружественных странах, а релоцировались за рубеж, чтобы избежать санкций.
Кластер, который мы должны запустить в этом году, хорошо оснащен технически, в нем есть все необходимое современное оборудование и софт для разработки. Также мы позаботились о комфортном нахождении здесь для резидентов – есть даже капсульный отель, где можно переночевать. Мы ведем набор резидентов кластера, уже подано более 50 заявок от начинающих и опытных российских компаний. Цикл участия одной компании в кластере – три года.
– Будет несколько этапов. На первом компании – участники кластера должны будут создать видеоигру, разместить на одной из платформ. И здесь мы будем замерять интерес аудитории к продукту. Тут надо понимать, что креативные индустрии – это, как правило, всегда венчур. А игровая сфера – еще больший венчур. Поэтому оценивать сразу по выручке компании эффективность ее участия в кластере было бы не совсем верно. На последующих этапах, когда будет понятен интерес аудитории к игре, определена модель, по которой она будет монетизироваться, мы будем помогать уже с продвижением продукта. И вот после всего этого одним из KPI станет уже выручка компании – резидента кластера.
«Мы сейчас делаем все, чтобы таланты оставались в России»
– Многие наши культурные институции давно живут по законам бизнеса. В первую очередь это касается, пожалуй, театров и музеев, которые находятся в наиболее острой конкуренции – друг с другом, с федеральными и частными учреждениями культуры. Их руководители в большинстве своем уже четко осознают, что за зрителя необходимо бороться и увеличивать внебюджетные доходы.
– Да, это так, но здесь важно понимать две вещи. Первая – увеличение внебюджетных доходов по сути своей ориентиром и осталось. Действительно учреждения культуры сейчас ежеквартально отчитываются в том числе по этому показателю. Но никто не говорит о том, что завтра город перестанет их финансировать или существенно снизит объем субсидий. Так вопрос никто не ставит. Увеличение внебюджетных доходов направлено исключительно на повышение эффективности. Если, к примеру, на спектакль было продано два билета, руководитель учреждения культуры должен задуматься о том, а точно ли он сделал все для продвижения постановки? А нужна ли вообще сегодня эта постановка зрителю? Второй важный момент – мы иногда слышим в свой адрес критику, что наш подход излишне коммерциализирован. Но это не так. Безусловно, для нас не менее важным является и сохранение культурного достояния, наследия – и это как раз та часть репертуара, которую мы готовы поддерживать в рамках выделяемых субсидий.
Важно также сказать, что помимо KPI по увеличению внебюджетной выручки мы в прошлом году закрепили и ряд других обязательных показателей. В их числе – рост доли молодежи среди посетителей учреждений культуры города, увеличение среднего времени пребывания посетителей и количества виртуальных выставок музеев и т. д.
Глобальная задача, цель – чтобы наши учреждения культуры были конкурентоспособны. Ведь что москвичи, что гости столицы – они же выбирают, куда пойти, исходя не из того, что такое-то учреждение культуры подведомственно федеральным властям, а такое-то – городским. Они основывают свой выбор на репертуаре, громких именах в афише и узнаваемости, репутации учреждения культуры.
– Власти Москвы на сегодня уже сделали много для развития инфраструктуры столицы – транспортной, коммунальной и т. д., была также значительно усовершенствована деловая инфраструктура. Сейчас приоритетом становится сфера культуры, развлечений и отдыха, а также туризм. Мы внутри это называем «экономика впечатлений», в рамках которой культура и события в этой сфере должны стать центром притяжения в Москву туристов. Пожалуй, это для нас один из ключевых векторов развития на сегодня.
Еще хотелось бы сказать одну важную вещь – существенную часть нашего разговора мы посвятили планам, целям, KPI, которые касаются развития креативных индустрий и сферы культуры в экономической плоскости. Но сейчас необходимо, как мне кажется, говорить и о человеческом капитале. Помню, в 2017 г. в рамках дискуссии на Общероссийском гражданском форуме, организованном структурами Алексея Кудрина, экс-министр финансов, говоря о роли агломераций в развитии экономики страны, заявил, что регионы воспринимают Москву как конкурента. Тогда мэр Сергей Собянин парировал, что столица – «не черная дыра, которая высасывает таланты со всей страны, а форпост против оттока россиян за границу». Я тогда отметил для себя эту мысль Сергея Семеновича про «форпост», и, развивая креативный сектор столицы, мы сейчас делаем все, чтобы таланты оставались в России.