Как российский бизнес выходит на экспорт
Что помогает продавать за границей предприятиям из Перми, Бурятии и Ставрополя10 декабря в Москве на форуме «Сделано в России» состоялось награждение лучших российских экспортеров 2021 г. 13 победителей Всероссийского конкурса «Экспортер года» в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» накануне определила федеральная конкурсная комиссия.
Всего на участие в конкурсе было подано более 1800 заявок. Причем эти российские компании смогли заявить о своем конкурентном преимуществе не просто на внешнем рынке, но и в условиях пандемии, которая усложнила бизнес-процессы по всему миру.
Конкурс проводится среди крупных компаний, предприятий МСБ и индивидуальных предпринимателей, достигших наибольших успехов в осуществлении экспорта несырьевых неэнергетических товаров, работ, услуг, а также результатов интеллектуальной деятельности.
Чем занимаются российские экспортеры и как государство помогает им осваивать зарубежные рынки – в материале «Города».
Покорить зарубежный рынок
Победителями конкурса стали компании, которые смогли занять первые места в каждой из представленных номинаций. Но среди лучших есть и другие предприятия и организации, которые также были отмечены.
В номинации «Экспортер года в сфере промышленности» в категории «крупный бизнес» победила пермская компания, которая является одним из международных холдингов по производству нефтепогружного оборудования. На втором месте оказался производитель косметики и бытовой химии из Ставрополя. А компания по производству вертолетной техники из Бурятии завоевала третье место.
Среди представителей малого и среднего предпринимательства отметились компании из Владимирской, Омской и Тюменской областей. Экспортеры-лидеры в сфере агропромышленного комплекса работают по всей стране, в том числе в Свердловской, Новосибирской, Челябинской, Томской областях и в Приморском крае.
Выходит на зарубежные рынки и российская сфера услуг. Например, экспортером года среди крупного бизнеса стала компания из Краснодарского края, которая занимается перевозками и таможенным оформлением грузов. В этой номинации предприятие опередило даже крупного государственного игрока – компанию «РЖД-Логистика». Среди призеров в этой номинации оказался также Самарский областной клинический онкологический диспансер, который оказывает высокотехнологичную медицинскую помощь.
Лучшие экспортеры со всей страны занимаются развитием своего бизнеса в таких отраслях, как производство медицинской техники, разработка программного обеспечения (и даже игрового оборудования). Среди победителей также встречаются крупные маркетплейсы, кондитерские фабрики, военные заводы.
Что легче продать за границей
По мнению экспертов, продукция отечественного производства действительно вполне конкурентоспособна за рубежом. В особенности по некоторым направлениям.
«Экспорт продукции сельского хозяйства довольно перспективен. У России есть ресурсное преимущество: большие посевные площади, технологии, дешевые энергоносители, рабочая сила, дешевый рубль. Первым необходимо экспортировать сырьевые, не брендированные продукты, такие как зерно, мясо, мука, сахар», – считает Алексей Мартыненко, основатель производственного холдинга Unagrande Company.
Эксперт также рассказал, от чего зависит востребованность той или иной продукции на международном рынке. Это, в первую очередь, макроэкономическая ситуация, цены на энергоносители, курс и стабильность рубля, наличие инвестиций в переработку сырья.
«Могут помочь и стимулирующие меры в виде субсидий на перевозки, облегчение получения разрешений от таких организаций, как Россельхознадзор, который делает соглашение с данными странами о ввозе на их территории продуктов животного происхождения и также дает разрешение на экспорт, или иная другая помощь», – добавил Алексей Мартыненко.
По некоторым направлениям Россия имеет даже преимущество перед остальными конкурентами, считают эксперты.
«За рубежом очень востребованы продукты для разработчиков в ИТ, сделанные в России, услуги по разработке сложного ПО, офисный софт», – рассказал «Городу» Виталий Янко, основатель SoftwareLead.pro.
По словам специалистов, российские компании работают не только с ближайшими странами-партнерами, такими как Армения, Казахстан, Узбекистан и другие. В сфере информационных технологий Россия успешно зарекомендовала себя на экспортных рынках в странах G7 и G20.
Чем могут помочь власти
При этом российские производители нередко сталкиваются с различного рода сложностями при попытке выхода на иностранный рынок.
«Так, компании все еще придется вложить существенные финансовые и временные ресурсы в регистрацию товарных знаков и объектов интеллектуальной собственности. Кроме того, нужно будет получить сертификаты на продукцию для каждой конкретной страны. При этом требования к экспортируемым товарам и услугам в разных странах отличаются, а формальные процедуры не всегда очевидны и прозрачны.
Также важно адаптировать решения для каждого локального рынка с учетом особенностей языка, культуры, законодательства», – считает Павел Фролов, основатель компании «РОББО».
Для того чтобы все желающие предприниматели имели возможность выводить свою продукцию (товары, услуги и т. д.) на экспорт, государство разработало меры поддержки. В первую очередь речь идет о национальном проекте «Международная кооперация и экспорт», благодаря которому экспортеры могут получить как финансовую помощь, так и другую поддержку. Эксперты консультируют экспортеров по вопросам логистики, таможенному оформлению и правовым особенностям работы на зарубежных рынках.
Кроме того, российские предприниматели могут напрямую общаться с иностранными партнерами: при поддержке государства отечественные компании регулярно принимают участие в международных выставках, конференциях и форумах.
Согласно плану, к 2030 г. благодаря нацпроекту реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров должен составить не менее 70% по сравнению с 2020 г.
Особую роль в поддержке российских экспортеров играет «Российский экспортный центр» (РЭЦ, входит в ВЭБ.РФ). Это государственный институт поддержки несырьевого экспорта.
Создание «нового экспорта»
Большинство услуг для экспортеров доступны онлайн на цифровой платформе «Мой экспорт» (информационная система «Одно окно»). В настоящий момент здесь собраны государственные и бизнес-сервисы, аналитика, а также сервисы поддержки конгрессно-выставочной деятельности. Отмечается, что до конца 2024 г. на базе платформы будут запущены более 30 суперсервисов, охватывающих все потребности экспортеров на каждом этапе их работы.
«Абсолютным лидером по востребованности среди сервисов платформы стала поддержка выставочной деятельности. Уже более 1100 заявок на участие в различных выставках отработаны системой. Второй по популярности сервис – господдержка на транспортировку, системой зарегистрировано также более 800 заявок на получение компенсации. Третьим сервисом по числу запросов стало оформление сертификата свободной продажи – более 700 сертификатов уже выдано в цифровом виде экспортерам», – рассказал вице-президент РЭЦа по реализации проекта «Одно окно» Алексей Михайлик.
По его словам, одно из наиболее востребованных решений для экспортеров также подбор маркетплейса для экспорта за 15 минут.
Каждая компания, которая намерена предоставлять услуги экспортерам и воспользоваться сервисами платформы «Мой экспорт», проходит предварительную аккредитацию. Платформа заработала год назад. Сейчас в ней зарегистрировано почти 6000 юридических лиц.