Видеоигры, мода, кино: как Москва развивает креативные индустрии
В 2024 году горожане продолжили реализовывать новые проекты и международные контрактыВ 2024 г. в Москве было успешно выполнено более 120 различных проектов, направленных на поддержку профессионалов из таких отраслей, как видеоигры, мода, дизайн, музыка, кино и другие виды креативного предпринимательства. В число мероприятий вошли акселерационные программы, специализированные конкурсы, выставки и организованные встречи с международными покупателями, отметила заместитель мэра Наталья Сергунина.
«Сегодня в креативных индустриях столицы трудятся почти 1,4 млн человек. Это 30% от общего количества занятых в этом секторе экономики по всей России. Развитие творческого предпринимательства – одно из приоритетных для Москвы направлений. Только в прошлом году в городе появилось около 10 новых мер поддержки», – рассказала Сергунина, чьи слова привела пресс-служба столичного департамента культуры.
Творческий кластер
Две меры помощи направлены на специалистов в области разработки игровых проектов. Летом было принято решение о создании в центре «Сколково» первого в России кластера, специализирующегося на видеоиграх и анимации. Он сможет охватит все этапы создания и продвижения продуктов – от обучения профессионалов до содействия московским студиям в выходе на международные рынки.
На территории кластера предусмотрено размещение офисных помещений, переговорных комнат, серверных, студии для захвата движения, необходимой для создания реалистичной графики, пространства для звукозаписи, лекционного зала, конференц-зала, выставочной зоны и других объектов. Открытие намечено на 2025 г.
Вторым специализированным проектом стал акселератор под названием «Фабрика видеоигр». В его первом наборе приняли участие 20 команд, которые разработали игры для компьютеров и мобильных устройств самых разных жанров. Среди них были визуальные новеллы, головоломки и космические приключения. С помощью экспертов авторы смогли адаптировать свои проекты для размещения как на российских, так и на международных платформах.
Столичный Голливуд
Прошлый год был важным для кинематографистов как столицы, так и всей страны. В сентябре начала работу первая очередь кинопарка «Москино». Полное завершение строительства позволит создать крупнейшую в мире натурную съемочную площадку. С января по декабрь в этом кинопарке было проведено порядка 500 съемочных смен для 74 фильмов.
На киностудии имени М. Горького активно проводится крупномасштабная модернизация, охватывающая объекты, расположенные на улице Сергея Эйзенштейна и в Валдайском проезде.
Сейчас активно продвигается развитие кинозавода «Москино», расположенного на Рязанском проспекте. Его ресурсы уже предоставили возможность осуществить съемочный процесс для 36 различных проектов.
Впервые летом в столице была проведена Московская международная неделя кино. Мероприятие охватило свыше 100 локаций, расположенных в различных районах города. В рамках программы состоялось около 1500 различных событий, включая кинопоказы, мастер-классы, лекции, творческие встречи и кастинги. В результате деловых встреч удалось подписать четыре международных и пять внутренних соглашений о сотрудничестве.
Мотор!
Мероприятия в рамках Недели кино собрали аудиторию в 600 000 человек, среди которых были и представители индустрии из почти 50 стран.
В рамках подготовки специалистов для индустрии в Москве была создана кинолаборатория «Профессия – продюсер». В этом проекте молодые профессионалы со своими командами дорабатывали свои фильмы полного метра. На лекциях и практических занятиях участники улучшали умения в области написания сценариев, создания фильмов и работы на этапе постпродакшена. В итоге в финал прошли 10 картин.
Коллекции для всех
В 2024 г. у модных брендов появилась возможность продемонстрировать свои достижения в рамках конкурса под названием «Киношоурум». Участники из более чем 40 регионов России трудились над созданием костюмов для персонажей российских фильмов и сериалов. Образы, созданные 32 дизайнерами-финалистами, зрители смогут увидеть на экранах в ближайшем будущем.
Один из свежих способов поддержки модных предпринимателей – это проведение презентаций их продукции для иностранных оптовых покупателей. 50 брендов уже получили предзаказы от партнеров, представляющих страны СНГ, ОАЭ, Саудовскую Аравию и Турцию. Общая стоимость заключенных контрактов превысила 50 млн руб. Также планируется открытие трех розничных магазинов в странах-партнерах.
В столице также в течение года состоялись значимые отраслевые мероприятия, включая форум BRICS+ Fashion Summit и Московскую неделю моды. Российские модельеры продемонстрировали свои коллекции широкому кругу зрителей, обменялись профессиональным опытом с коллегами из разных стран и установили новые партнерские связи. В общей сложности события привлекли около 150 000 посетителей, а онлайн-трансляции собрали свыше 11 млн просмотров.
Всеобъемлющая помощь
В летний период в столице начало работу креативное пространство для предпринимателей под названием «АКИ.лаб». Здесь организовываются мастер-классы, проходят выставки как молодых, так и известных художников, проводятся презентации проектов, конференции, деловые встречи и множество других мероприятий.
Языком цифр
Рождественские ярмарки, проходившие с 25 декабря по 12 января, привлекли около 70 000 посетителей. За период их работы было реализовано свыше 4000 различных товаров.
В ноябре московские власти инициировали свежую программу для поддержки творческих индустрий под названием «Креативный маркет». В рамках этой программы планируется проведение серии ярмарок, где жители города и гости столицы смогут ознакомиться с продукцией местных производителей. Среди представленного ассортимента можно найти книги, одежду, обувь, сувениры, предметы для дома, игрушки, различные напитки, сладости и многое другое.
В сентябре 2024 г. Сергунина отметила, что за два года оборот московских компаний в сфере креативной индустрии вырос на 50% и по итогам 2023 г. достиг 5,8 трлн руб. Столичные власти связывают это с мерами поддержки бизнеса в гуманитарной сфере.
«Сегодня в творческом секторе работают почти 110 000 компаний. Большинство из них – в киноотрасли, издательском деле, сфере моды, музыки и видеоигр. Общий оборот за последнюю пару лет увеличился примерно на 50%», – отметила Сергунина, чьи слова привел департамент культуры Москвы.