«Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов
Какую роль в переходе от планирования к практической реализации должны играть «отношения»Урбанисты всей страны с трепетом ожидают старт реализации крупнейшего проекта в истории индустрии – разработки 200 мастер-планов. Утвердить перечень из крупных и малых городов и агломераций, для которых будут подготовлены эти мастер-планы, премьер-министр Михаил Мишустин поручил в июне Минстрою и Минэкономразвития. Сделать это ведомства должны до 20 января 2026 г. Мастер-планы, как считают в правительстве, должны стать одним из главных инструментов стратегического планирования, определяющего приоритеты развития городов.
Для индустрии это одновременно и большой вызов, и большая возможность. Но, как считает сооснователь и управляющий партнер агентства по развитию территорий и объектов horovod.space Всеволод Окин, во всей этой истории есть один важный нюанс: «До сегодня, за исключением Дербента, реализуемость мастер-планов стремится к минимуму. Я предлагаю посмотреть на эту проблему с новой стороны – стороны отношений».
Тупик урбанизма в исключительных городах
Наши улицы на 80% заполнены далеко не самыми благородными, красивыми и чистыми сюжетами, которые вряд ли когда-то лягут в рендеры урбанистов. В них точно не будет спящих у вентиляции метро бездомных, людей с красными лицами у бара с пинтой пива, уличных торговцев, «гелентвагенов» на тротуаре, коптящего грязного «Камаза», безучастно бегущих на работу белых воротничков, пикаперов и эскортниц, толп непонятных альф, плюс десяти градусов в июле или... пустоты. Нет, урбанист расскажет нам, как идеальная женщина в очках на своем велосипеде, к которому прикручена корзинка, полная ромашек, идеально рассекает по городу в солнечный день, как гедонисты идеально пьют кофе на верандах изящных кафе, а напротив – идеально в рядок стоят дорогие немецкие авто.
Таких пустых по содержанию проектов генерируется на тысячи страниц в год. Урбанизм возвел себя в мессианство, в конвейер из похожих друг на друга бумажных концепций, мастер-планов, стратегий, стратегических мастер-планов, рамочных концепций, методических рекомендаций, стандартов, диктующих, как «дОлжно», как «надо», как «правильно». И где они все?
Мы входим в эпоху метамодерна, где подлинное и настоящее ценится больше утопий и зрелищ, невозможные пуленепробиваемые супергерои уступают место «человеку неисключительному в неисключительном положении и состоянии» (Дмитрий Пригов). Поэтому, чтобы деятельность урбанистов начала приносить больше плодов, должна произойти кардинальная смена намерений – от документации к изменениям, от картинок к поиску смыслов, от консалтинга к сотрудничеству, от инертности к лидерству. И двигатель этих намерений – искренность.
Созидательная система отношений вместо идеальных городов
Великая танцовщица ХХ в. Пина Бауш говорила: «Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет». У мест и городов есть свои смыслы и действительность. И они проявляются в радикальной прозрачности, когда урбанист, заказчик, чиновник и житель готовы честно выложить все карты на стол – интересы и опасения. Когда есть место сотрудничеству и конструктивным критике и противостоянию (базирующимся на разнообразии опыта или воззрений), признанию реальных проблем и, наконец, активному слушанию и ожиданию прозрения. Искренность намерений меняет отношения всех ко всем и всему, а также формирует осознанное поле целей развития той или иной территории.
Таким образом, «Искренний урбанизм» предлагает практическую систему подходов, инструментов и принципов формирования созидательного поля для всех участников процесса создания «подлинных» и «смысленных» городов. В этой системе предметом «Искреннего урбанизма» являются отношения, как следствие – город воспринимается как живая экосистема, коллективный процесс во всем многообразии, от «красных лиц у бара» до дронов-доставщиков, а не как набор функций и территорий. Поэтому «Искренний урбанизм» не спорит с другими концепциями, которые предлагают картинку идеального города (например, «Новый урбанизм»), а скорее дополняет их манифестом действий.
Иными словами, «Искренний урбанизм» – это не как «должно быть», а «как нам взаимодействовать, чтобы найти то, что для нас является подлинным смыслом».
Приглашение менять менталитет индустрии
Три года назад мы делали несколько крупных проектов в Перми. И долгое время мы, очередные варяги из Москвы, находились в плотном поле неприятия наших идей. Только прожив там несколько месяцев, полюбив Каму и научившись говорить «Пер’мь», мы заметно адаптировали свои «варяжские» размышления и смогли начать претворять наши идеи в жизнь. И нас приняли.
«Искренний урбанизм» борется с фасадным благоустройством, экспертной колонизацией и беспощадным русским менеджментом, уберегает проекты от мифов (о Бильбао, теории разбитых окон или поколений), стремится к экономике трансформаций и качества, а мастер-планы и стратегии наполняет ценностным и смысловым каркасом. В ответ на это привнося в наши города жизнестойкость и подлинность, взращиваемые как снизу, так и сверху.
«Искренний урбанизм» приглашает менять не только города, а менталитет всей индустрии. Это отказ от попыток научить города, как «надо жить правильно». Это – со-творение, где урбанист становится не мессией с готовыми ответами, а фасилитатором, проводником, который помогает стейкхолдерам найти свой собственный, подлинный смысл.
«Искренний урбанизм» родился из личного опыта: я также в начале своего пути произвел тысячи страниц бумажных патерналистских документов с идеальными женщинами на велосипедах, совершенно забывая про действительность и смыслы. Другими словами, концепция «Искреннего урбанизма» базируется не на оголтелой критике индустрии из серии «все дураки и не правы». Наоборот – «Искренний урбанизм», скорее, являет собой исповедь, новый взгляд, осмысление и поиск ответов на волнующие индустрию вопросы о том, как повысить реализуемость проектов и сделать так, чтобы изменения все-таки были во благо.
Практика применения
Стоит признать, что «Искренний урбанизм» только в начале пути. Но мы в horovod.space, исходя из накопленного опыта, выработали ряд подходов и принципов, которые стабильно применяем. И, очевидно, их можно было бы отнести к ИУ. Выделю некоторые из них:
использование продуктового, а не проектного подхода: развитие территорий – это итеративный и многогранный процесс, где результат постепенно «выращивается» совместными и регулярными усилиями в открытой коммуникации;
максимизация общей ценности, комплексная капитализация территории;
применение принципиальных подходов теории U, таких как преодоление слепых пятен (предубеждений и незнаний), глубокое со-чувствование (активное слушание и понимание) или со-творчество (совместная разработка решений);
сотрудничество, взаимодействие и конструктивное противостояние, но в конечном счете – в любом случае совместная деятельность и реальное вовлечение. Все стейкхолдеры должны максимально участвовать в процессе, ведь в конце концов им там жить и этим управлять;
обеспечение доступности информации, где в базе заложен принцип бесшовного потока «частиц» – коммуникация ведется на понятном друг другу языке;
нахождение эмоциональной связи и отклика для себя и для стейкхолдеров, чтобы влюбиться в проект и совместно вести его даже вопреки обстоятельствам.