Тренд на упрощение. Как живут стартаперы в Москве
Гуляем по Москве с сооснователем медицинской компании BestDoctor Михаилом БеляндиновымМихаил Беляндинов, врач, сооснователь и исполнительный директор медицинской компании BestDoctor — о том, как занятия бегом помогают ему управлять собственным проектом и почему деловые встречи удобно проводить в «Кофемании».
В рубрике «Городские истории» предприниматели и деятели искусства рассказывают нам о своей жизни в Москве: где им нравится гулять, вкусно есть и пить, проводить личные или деловые встречи и многое другое. Гость этого выпуска — 27-летний сооснователь и исполнительный директор медицинской компании BestDoctor Михаил Беляндинов. В 21 год Михаил вместе с университетским другом Марком Саневичем основал стартап BestDoctor — сервис на стыке медицины и IT. Основной продукт компании — технологичный ДМС для бизнеса с системой по управлению здоровьем сотрудников. Среди их клиентов 140 компаний — включая Mail.ru Group, AliExpress, OZON, «Мегафон» и т.д. За время работы BestDoctor привлек уже четыре инвестиционных раунда, а общая сумма вложенных в компанию средств составила $34.1 млн. В проект вложились такие венчурные фонды, как AddVenture, Target Global и LVL1. А в июне этого года BestDoctor привлек $26 млн от фонда Winter Capital Partners, шведского фонда VNV Global и австрийской страховой компании Uniqa.
О родной Москве
Я родился в Москве в семье менеджеров, и все мое детство прошло в районе Дорогомилово, рядом с Кутузовским проспектом. В этом районе жили еще мои прабабушки. Небольшой сквер напротив гостиницы «Украина», где стоит памятник Тарасу Шевченко и пара скамеек, в юношестве был моим любимым местом. Там я часто гулял со своей первой любовью.
У нас в семье была традиция: каждое 31 декабря мы ходили в театр на дневной спектакль. Чаще всего это была «Мастерская П. Н. Фоменко», которая располагалась недалеко от дома. Также мы ходили в Большой на новую сцену и в «Студию театрального искусства». После чего возвращались домой, окутанные театральной атмосферой, быстро накрывали на стол и садились встречать наступающий год. Конечно, другие московские театры тоже посещали, но эти были самые любимые.
Гимназия, где я учился, была всего в трех минутах ходьбы от дома. В своем время там учился мой отец. Некоторые его учителя обучали и меня. Еще в восьмом классе я выбрал по примеру моего близкого друга химико-биологическое направление. А в старших классах написал свой жизненный план до 60 лет, где отметил, чего хочу достичь к этому возрасту. Почти все цели из детского списка — например, получить диплом МГУ и запустить свой бизнес — уже достигнуты, и это только начало.
Родители всегда выдвигали высокие требования к учебе. Помню, как-то замазал замечание в дневнике. Отец быстро раскрыл мой преступный замысел и 1.5 месяца не разговаривал со мной из-за этого. Тогда я понял, что хочу быть свободным и независимым.
Благодаря жесткой учебной дисциплине во мне выработалась привычка много работать. Сейчас я очень благодарен родителям, которые смогли воспитать во мне целеустремленность и выносливость. Эти навыки помогают мне в бизнесе. В моей жизни нет такого понятия: устал от работы. Вечером всегда находится еще то, что можно сделать.
Выбор будущего ремесла
После химико-биологического класса перед учеником открывалось два пути – идти в науку или в медицину. Я выбрал медицину, потому что мне всегда нравилось что-то делать руками и была интересна хирургия. Из окна дома, где я рос, виднелось главное здание МГУ. Родители часто подшучивали, что университет уже напоминает о себе. Так и получилось. Из всех вузов я выбрал МГУ.
Первый раз я оказался в главном здании МГУ будучи школьником. Там проходила олимпиада по химии, в которой я участвовал. Меня поразила масштабность постройки. На последнем этаже располагался геологический музей, где из окон открывался потрясающий вид. Советское здание давало ощущение надежного места.
Сам факультет фундаментальной медицины МГУ довольно молодой — он создан в 90-х годах и находится в новом здании на Ломоносовском проспекте. Меня привела сюда мама на День открытых дверей.
Студенчество и бизнес
Совместный проект мы с Марком задумали после третьего курса университета. Идею искали полгода, штудировали медицинские приложения в AppStore. Сперва думали сделать сервис онлайн-записи к врачам, но потом нас заинтересовала сфера медицинского страхования. Еще год потратили на изучение, как устроена организация здравоохранения на Западе — ОМС, ДМС, алгоритмы расчета, ценообразование и прогнозирование. Оказалось, что этой информации недостаточно в открытом доступе. В интернете я нашел часть диссертации по актуарному анализу медицинского страхования. За полной версией научного труда пришлось идти в библиотеку МГУ. Уже после мы решили создать технологическую платформу, через которую компании смогут платить по факту за медицинские услуги для сотрудников, следить за балансом страхового счета и получать отчеты о расходе денег. Мы связались с автором научной работы, чтобы предложить ему стать членом нашей команды — и долю в компании. Но он отказался, так как наука была для него в приоритете.
Тогда разрабатывать технологию позвали бывшего одноклассника Марка Филиппа Кузнецова, студента МФТИ. Сами же начали общаться с клиниками и искать клиентов. Марк стал CEO, Я — операционным директором, а Филипп — техническим. Получить первого клиента — фармацевтическую компанию «Пульс» — нам помогли дружеские связи. Стартапом заинтересовался отец нашей однокурсницы, владелец «Пульса» Эдуард Нетылько. «Пульс» подключил к платформе BestDoctor 273 сотрудника, сумма контракта составила 7 млн рублей, из них нам осталось 1,1 млн, остальное ушло клиникам на оплату услуг врачей. В 2017-м «Пульс» расширил контракт до 3000 сотрудников по всей России. Тогда же мы прошли акселератор ФРИИ, где нас научили правильно продавать. Второй клиент появился через три месяца после первого, им стала компания Aim Tech, а затем добавилась фармкомпания Teva. До лета 2017-го мы обслуживали клиентов параллельно с учебой — приходилось выбегать из аудитории во время занятий, чтобы ответить на звонки клиентам. За первые два года мы вложили в развитие бизнеса около 300 000 рублей на троих.
Летом 2017 после защиты диплома мы с Марком сели у меня на кухне и стали думать, как быть дальше: сдать экзамен в ординатуру и пойти учиться дальше или же посвятить себя собственному делу. В тот момент венчурный фонд AddVenture предложил инвестировать в наш проект $600 000. В итоге мы приняли решение остаться в бизнесе. Все-таки такие предложения приходят не каждый день.
Бродячие псы
Первый офис расположился у меня дома. На кухонном столе стоял большой монитор Mac, повсюду были разбросаны чертежи и статьи. Ночью мы работали, утром учились.
Денег на аренду офиса не было, на помощь пришел мой дедушка. Выделил служебную комнату, площадью 13 метров, на заводе в районе Фили, где работал. По территории предприятия бегали бродячие собаки. Они частенько забегали на второй этаж, где мы работали. Стоило только выйти из комнаты, одна из них обязательно подбегала. А еще мне запомнился запах местной воды. Там в кранах подавалась техническая вода со специфическим запахом металла.
Несмотря на все это в офисе мы старались навести уют. Общими силами сделали небольшой ремонт – покрасили стены и положили линолеум. Помню, как Марк вез рулон линолеума в своей машине. Рулон был слишком длинный и торчал из окон машины. В интернете я нашел два огромных красных пуфа за 5000 рублей за штуку, которые продавала закрывшаяся кальянная. Это оказалась недорогая и очень выгодная покупка. Пуфы переезжали с нами из офиса в офис. На них мы спали и работали.
Деловая и культурная среда
Я по-прежнему живу в Дорогомилово, но планирую переехать ближе к офису, который находится у метро Савеловская. Часто завтракаю в ближайшей к работе «Кофемании». Настраиваюсь там на рабочий режим. Деловые встречи предпочитаю проводить там же, так как это всегда удобно и для меня, и для партнеров. «Кофемания» – как кроссовки, универсальный формат, в которых можно отправиться к инвесторам на сделку или на прогулку. Мне нравится, что в деловом мире идет тренд на упрощение: больше не надо ходить в ресторан «Пушкин», чтобы подписать контракт.
Ресторанная и досуговая культура в столице может дать фору другим мегаполисам. Я люблю вкусно поесть и считаю, что Москва один из вкуснейших городов мира. Меня часто можно встретить на Большой Никитской. Здесь много заведений, которые мне нравятся. По сравнению с Патриками, где чувствуешь себя как в метро в час пик, тут гораздо свободнее и можно найти все, что нужно.
Например, здесь есть ресторан Big Wine Freaks. Это классный проект питерских ребят, где отличная музыка, вино и еда. Он не для работы, а для посиделок с семьей и любимым человеком.
Сумасшедший темп работы вынудил меня стать фанатом сервисов доставки. Готовую еду и продукты мне приносят курьеры. Теперь не нужно тратить время на походы в магазины, чтобы закупить там продукты на неделю. Доставка сделала нашу жизнь проще.
По городу я перемещаюсь на машине. Мне нравится водить, и часто, чтобы перезагрузиться, катаюсь по Кутузовскому и Комсомольской набережной.
В Москве, чтобы воссоединиться с природой, не обязательно выезжать за пределы МКАДа. Достаточно выбрать ближайший парк. Я люблю бродить в Нескучном саду и парке Фили. Оранжерея последнего, к примеру, похожа на лес.
Во время прогулок мы с девушкой часто берем напрокат самокаты. Здорово, что в этом случае ты ни к чему не привязан. У самокатов гораздо больше парковочных мест, чем у машин. Можно быстро припарковать самокат, чтобы пересесть на метро или такси.
Спорт
В свободное время я люблю заниматься спортом. Бегаю в Лужниках. Даже участвовал в полумарафонах в разных городах. Сейчас готовлюсь к соревнованиям по триатлону в Москве.
Бывают вопросы, на которые нет простого ответа. Мы не успеваем обдумать решение из-за тяжелого графика. Во время бега я остаюсь наедине со своими мыслями. В процессе ко мне приходят самые большие инсайты. Поэтому я люблю бег.
Пандемия и медицина
Пандемия не только изменила отношение к онлайн-медицине, но и стала драйвером ее роста. Доступность и качество медицинской помощи в Москве неплохое. Отличный пример – кейс вакцинации от коронавируса. Любой желающий может вакцинироваться в удобной для него локации: парк, торговый центр или поликлиника.
В рамках компании мы мечтаем создать новую медицину с продуктовым подходом, ориентированную на результат. Для этого нам нужно научиться получать больше данных о пациенте — до, в процессе и после лечения. Это и есть персонализированная медицина. Она заключается не в том, чтобы подобрать индивидуальное лечение для каждого, а в системности, анализе данных и способности учитывать все факторы. Чтобы в итоге сформировать варианты эффективных лечений по группам заболеваний. Мы уже к этому идем. Как только сможем обрабатывать все эти данные и взаимосвязи, — получим большой прорыв.