Промышленные компании все чаще создают корпоративные программы взаимодействия с колледжами

Этот опыт хорошо дополняет инициативы в рамках федерального проекта «Профессионалитет»
Компаниям важно, чтобы подготовка студентов проходила на собственных предприятиях
Компаниям важно, чтобы подготовка студентов проходила на собственных предприятиях /Пресс-служба мэра и правительства Москвы

За последние годы дефицит специалистов рабочих профессий вырос настолько, что 79% компаний сильно подняли им зарплаты, лишь бы обеспечить себя работниками, сообщается в одном из исследований Института Гайдара. В результате в ноябре 2024 г., по данным сервиcа hh.ru, такая рабочая специальность, как токарь, вошла в топ-10 самых оплачиваемых профессий в России со средней зарплатой 196 100 руб. в месяц. Для сравнения: DevOps-инженеры (универсальные IT-специалисты с обширными знаниями в разработке), самые дорогостоящие специалисты, занявшие в рейтинге 1-е место, получают лишь немного больше – 250 000 руб. в месяц.

На инвестиционном форуме «Россия зовет!» президент Владимир Путин недавно заявил, что в России работают все производства, однако рабочих рук очень не хватает.

Чтобы рабочих хватало, говорил президент еще в одном своем выступлении, надо повышать престиж и популярность рабочих профессий. А для этого необходимо налаживать партнерство колледжей и техникумов с работодателями.

В ближайшие годы государство планирует подготовить в средних специальных учебных заведениях (ссуз) миллионы рабочих кадров в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Проект был запущен Минпросвещения два года назад с целью подготовки специалистов под нужды конкретных работодателей и на сегодняшний день охватывает 1,35 млн студентов в 79 регионах страны. В 2023 г. госинвестиции в него составили 3,9 млрд руб., а инвестиции предприятий – 3,3 млрд руб.

У федерального проекта, однако, есть свои особенности – он поделен на отраслевые кластеры, в которые включены разные компании с разными бизнес-целями. Кроме того, он направлен в первую очередь на развитие инфраструктуры колледжей, замечает представитель «Газпром нефти». Компания еще до участия в федеральном проекте запустила собственную корпоративную программу сотрудничества с ссузами «Лига колледжей». По словам представителя «Газпром нефти», для компании был особенно важен фокус на подготовку студентов для работы именно на предприятиях компании, на ее оборудовании и технологиях. Важно было также наладить обучение преподавателей и управленцев партнерских колледжей и разработать совместные образовательные программы под задачи своего бизнеса.

«Ведомости. Идеи управления» решили выяснить, что дают производственным компаниям корпоративные проекты сотрудничества с ссузами и как это помогает им решить проблему нехватки кадров в промышленности.

Помимо государства

Весной 2024 г. вице-премьер Татьяна Голикова сообщила на пленарной сессии по рынку труда в рамках выставки-форума «Россия», что в стране сейчас насчитывается 3156 колледжей, которые в этом году выпустили 860 000 специалистов. Однако, по данным консалтинговой компании «Яков и партнеры», этого все равно недостаточно, в ближайшие годы в России все равно будет не хватать от 1,1 млн до 2,2 млн специалистов со средним специальным образованием.

Опрошенные «Ведомости. Идеями управления» представители предприятий много говорили о федеральном проекте «Профессионалитет». Например, представитель «Газпром нефти» сообщил, что благодаря участию в федеральном проекте партнерский колледж компании в Омске получил дополнительный грант от государства в размере 100 млн руб. на создание регионального центра по подготовке специалистов рабочих профессий. А компания гарантировала трудоустройство его выпускников по профильным специальностям.

Представитель ОМК рассказал, что в программу «Профессионалитет» включено базовое учебное заведение компании – Выксунский металлургический колледж. Для первокурсников колледжа проводятся экскурсии на предприятие и тренинги, на втором-третьем курсах компания заключает со студентами целевые договоры и платит им стипендию (сейчас в колледже сотня таких студентов).

В колледжах тоже уверены, что проект «Профессионалитет» дает свои результаты. Например, он помогает создать бесшовный переход на производство, рассказывает директор Московского колледжа современных технологий им. Героя Советского Союза М. Ф. Панова Александр Лунькин. Колледж, который он возглавляет, участвует в проекте второй год. Благодаря сотрудничеству с работодателями студенты с первого курса погружаются в профессию. А учащиеся старших курсов во время прохождения практики на предприятиях компаний-партнеров часто получают предложение о трудоустройстве. В результате 93–95% выпускников трудоустраиваются по профессии.

Несмотря на все достижения, программа «Профессионалитет» имеет свои ограничения, говорит Ирина Абанкина, профессор Института развития образования НИУ ВШЭ. В рамках федеральной программы, объясняет она, государство организовало партнерство предприятий с ссузами и выделило на это федеральные средства, но далее взаимодействие должно идти за счет региональных бюджетов. Не во всех регионах получается создавать проекты в дополнение к федеральному проекту «Профессионалитет».

Программа моментального реагирования

«Ведомости. Идеи управления» опросили 10 крупных российских производственных компаний из разных отраслей. Опрос показал: большинство компаний сотрудничают с ссузами в регионах присутствия, но только одна из них – «Сибур» пытается сейчас объединить подопечные ссузы в рамках единой корпоративной программы. И только у одной компании – «Газпром нефти» есть уже действующий корпоративный проект в этой сфере: сообщество «Лига колледжей». По словам представителя «Газпром нефти», это объединение появилось в 2022 г. еще до старта проекта «Профессионалитет». Организатором выступила сама компания, чтобы повысить качество образовательных программ профильных ссузов, сформировать там лучшие практики, реализовать совместные проекты.

В одном из интервью ректор корпоративного университета «Газпром нефти» Илья Дементьев отметил, что для компании было важно создать лигу профильных колледжей, потому что более половины ежегодного найма сотрудников в «Газпром нефти» составляют молодые люди в возрасте до 35 лет, 6% из них – недавние выпускники вузов и ссузов в возрасте 24–25 лет. Всего в компании более 30 000 молодых сотрудников.

Создавая «Лигу колледжей», компания руководствовалась уже обкатанной моделью, которую она ранее использовала в «Лиге вузов»: этот проект объединяет компанию и 45 университетов, его цель – массово готовить студентов так, чтобы, начав работать на предприятии, они не нуждались в адаптации и дополнительном обучении, а сразу могли работать на современных машинах и оборудовании.

В основе проекта «Лига колледжей» – формирование единых стандартов, практик и механизмов взаимодействия бизнеса и колледжей. Такой проект имеет преимущества перед федеральной программой с точки зрения поиска ответов на запросы бизнеса и позволяет более гибко подходить к решению задач «Газпром нефти», рассказал представитель компании.

По его словам, сейчас в систему «Лиги колледжей» входит 19 ссузов из девяти регионов страны. В них обучается более чем по 20 профессиям 3000 студентов. География партнерской сети охватывает крупнейшие регионы и промышленные города – Москву, Санкт-Петербург, Омск, Тюмень, Ханты-Мансийск, Ноябрьск, Сочи и др. Всего «Газпром нефть» за два года вложила в развитие региональных колледжей 250 млн руб. Крупнейшие инвестиции пошли на модернизацию инфраструктуры ссузов – открытие новых учебных классов и лабораторий.

В результате, говорит представитель «Газпром нефти», в выигрыше остались все стороны. Регионы получили большее число высококвалифицированных специалистов рабочих профессий и повысили качество среднего профессионального образования.

Практические навыки выпускников соответствуют стандартам «Газпром нефти», и компания готова рассматривать их кандидатуры в приоритетном порядке при устройстве на ее предприятия.

Наконец, колледжи смогли повысить квалификацию своих преподавателей и модернизировали свои образовательные программы и обновили инфраструктурную базу.

По словам представителя «Газпром нефти», корпоративный проект «Лига колледжей» и федеральный проект «Профессионалитет» хорошо дополняют друг друга и позволяют более системно развивать партнерские колледжи, а также всю систему среднего профессионального образования в целом. Они, кроме того, повышают престиж рабочих профессий в глазах молодежи, потому что ссузы сотрудничают в их рамках с такими брендами, как «Газпром нефть», «Северсталь», «Сибур», где очень многие хотят работать.

На пути к успеху

Другие компании, судя по опросу «Ведомости. Идей управления», хотя и не создали пока корпоративных проектов, но все в меру своих возможностей сотрудничают с колледжами. Например, «Северсталь» открывает в ссузах новые лаборатории и образовательные пространства, а также индексирует стипендии, рассказал представитель компании. Среди трудностей в сотрудничестве с ссузами в «Северстали» называют сокращение сроков программ подготовки рабочих, из-за чего некоторые студенты на момент окончания учебного заведения не достигают совершеннолетия и не могут стажироваться на предприятиях. Еще одна проблема – преклонный возраст большинства преподавателей (60+) и трудности с привлечением в колледжи молодых педагогов.

Другой гигант рынка – «Сибур» разрабатывает программы сотрудничества в трех ключевых ссузах-партнерах и собирается масштабировать их на другие ссузы, с которыми компания работает, включив их все в единую программу. Внутри компании, как говорит ее представитель, уже начинают формироваться практики работы с колледжами и техникумами. Но готовой модели для тиражирования нет, есть только отдельные инструменты, доказавшие свою эффективность, – профориентационная работа со школьниками, дуальная подготовка студентов (когда выпускник ссуза работает на предприятии и параллельно учится в вузе), стажировка преподавателей ссузов на предприятиях и программы дополнительного образования для школьников.

А в ТМК за последний год целевые договоры заключили 150 студентов ссузов, с которыми компания не взаимодействует в рамках проекта «Профессионалитет». По словам представителя ТМК, работа по расширению партнерства с ссузами ведется постоянно – к сотрудничеству привлекаются все новые учебные заведения в регионах присутствия, корректируются и дорабатываются обучающие программы.

Можно сказать, что производственные компании начали возвращаться к старой советской практике внутриведомственных профтехучилищ и ссузов, делится мнением Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии. После 1991 г., говорит она, предприятия передавали эти училища муниципалитетам, а на новом этапе развития крупные компании стараются включить их в свою орбиту. Но сотрудничество может быть успешным, если сами компании при этом растут и развиваются: меняется структура производства и появляется потребность в новых типах работников или растут масштабы производства и, соответственно, нужны новые кадры. Если же рост и развитие прекращаются, компаниям не нужны будут учебные заведения, которые висят у них на балансе и беспрестанно выпускают, как с конвейера, новых квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, замечает она.