Экспорт образования становится стратегическим ресурсом России

Как знания превращаются в инструмент глобального влияния и укрепления экономических связей
Иностранные студенты в России, студенты опорных вузов Росатома
Иностранные студенты в России, студенты опорных вузов Росатома /Пресс-служба «Росатом»

Российское высшее образование сталкивается с усилением глобальной конкуренции. Традиционные лидеры – США, Европейский союз (ЕС) и Китай – активно привлекают иностранных студентов, предлагая им качественное обучение, карьерные перспективы и возможности миграции. В этой ситуации России важно повышать конкурентоспособность своего образовательного экспорта, под которым понимается обучение иностранных студентов в вузах страны и реализация образовательных программ за рубежом. Ключевым преимуществом российского образования может стать его практическая ориентированность и связь с запросами промышленности, считают опрошенные приложением «Ведомости. Идеи управления» эксперты.

Россия входит в десятку ведущих стран мира по экспорту образования. По итогам 2024 г. она заняла седьмое место с 321 845 иностранных обучающихся (в рейтинге учитываются только студенты очной формы обучения. – «Ведомости. Идеи управления»), следует из отчета Института международного образования, посвященного тенденциям глобальной мобильности. По привлекательности для иностранных учащихся на первом месте США, куда в 2024 г. въехало 1,1 млн студентов. В тройке лидеров Канада и Великобритания с 842 700 и 758 800 обучающихся из-за границы. За ними следуют Австралия (437 485), Франция (412 100) и Германия (367 600).

Однако конкурировать за талантливую молодежь России все сложнее, так как число стран, борющихся за таких студентов, постоянно увеличивается. По данным рейтинга Global RED, в ряде макрорегионов – от Ближнего Востока до Африки и Южной Азии – увеличилась активность таких государств, как Турция, Индия и Германия, которые инвестируют в грантовые программы, международный маркетинг и развивают англоязычные форматы, говорит генеральный директор Центра экспорта образования Дмитрий Нерсесян.

Инвестиции в международные проекты

Хотя конкуренция на международном рынке образования усиливается, у России есть преимущества в определенных областях подготовки специалистов. 70% иностранцев обучаются в нашей стране по программам в области медицины, инженерии и экономики. Это говорит об устойчивом спросе со стороны развивающихся стран на прикладное и профессиональное образование, отмечает Нерсесян. Например, медицинское высшее образование в России можно получить за достаточно короткий для этого направления срок – от семи до 11 лет, для сравнения: в США подготовка врача занимает 11–18 лет, объясняет профессор ВШЭ Ирина Абанкина. При этом российское образование будет качественным и относительно недорогим. Так, по словам эксперта, обучение в Российском национальном исследовательском медицинском университете (РНИМУ) имени Н. И. Пирогова стоит от 500 000 до 850 000 руб. в год ($6200–10 600). А год обучения в американском медицинском вузе, согласно данным портала Education Data Initiative, в среднем обходится в $59 605. «У многих наших университетов высокие предметные рейтинги, и это тоже значимый показатель для иностранных студентов», – добавляет Абанкина.

В России высоким спросом у иностранцев пользуются образовательные программы в сфере компьютерных наук, ядерной энергетики, отмечает Абанкина. Особенно востребовано ядерное образование – это напрямую связано с глобальными позициями России в отрасли. «Росатом» представлен более чем в 60 странах, включая девять государств, где одновременно возводятся 30 энергоблоков большой и малой мощности, – по данным госкорпорации, это 90% экспорта атомных электростанций (АЭС). Как заявляют в компании, подготовка кадров ведется для всего жизненного цикла АЭС ‒ от строительства до вывода из эксплуатации.

«Росатом» не просто строит атомные станции в других государствах. Приходя в новую страну, мы помогаем создать инфраструктуру, обеспечить законодательное регулирование и, конечно, подготовить кадры для будущей АЭС. Обучение студентов, как правило, начинается еще до заливки первого бетона, означающей официальный старт строительства», – поясняет генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев. По его словам, госкорпорация вместе с партнерами – в первую очередь с опорными вузами «Росатома» – создает глобальную систему ядерного образования.

Обучение по атомным и смежным специальностям в опорных университетах «Росатома» сейчас проходит более 2000 человек из 65 стран мира. На базе Технической академии «Росатома» для зарубежных проектов дополнительно обучились и учатся более 4000 человек. Среди них – специалисты, которые уже работают на атомных объектах госкорпорации в Турции, Египте, Бангладеш.

«За высокими технологиями и проектами с жизненным циклом в сто лет всегда идут знания и развитие научного и кадрового потенциала страны. В странах-партнерах мы создаем системы ядерного образования для обеспечения устойчивого развития национальной атомной отрасли и подготовки персонала», – говорит заместитель генерального директора по персоналу госкорпорации «Росатом» Татьяна Терентьева.

По словам Терентьевой, в регионах присутствия развивается инфраструктура, в том числе образовательная. Открываются школы, где изучается русский язык. Уже сейчас в городе Силифке в Турции работает Международная школа имени Пушкина.

Партнерство с вузами

Российский бизнес часто объединяется с университетами, чтобы эффективнее привлекать иностранных студентов. Так, «Роснефть» сотрудничает с ведущими вузами, включая Московский государственный институт международных отношений (МГИМОИД РФ и Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), и развивает проекты образовательного сотрудничества с иностранными партнерами. В прошлом году в Уфе научный институт «Роснефти» открыл на базе УГНТУ магистратуру для иностранных студентов по направлению «Нефтегазовое дело». Обучение проводится на английском языке, поэтому доступно большинству иностранных студентов, не владеющих русским. Первыми учащимися стали выходцы из Египта, Нигерии и Камеруна.

«Газпром» также сотрудничает с рядом университетов, включая Российский государственный университет (РГУ) нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина и Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ). Компания предоставляет целевые места для иностранных студентов. Также они могут пройти производственную практику в компании по направлениям, связанным с транспортировкой газа. Например, на базе учебно-методического центра ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» организовывались программы для обучающихся по направлению «Нефтегазовое дело». В том числе практику проходили иностранные студенты из Туниса, Алжира, Египта и Ирака.

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) – лидер ассоциации «Консорциум опорных вузов госкорпорации «Росатом». В 2019 г. в Ташкенте начал работу первый международный филиал НИЯУ МИФИ. В нем готовят специалистов, необходимых для реализации высокотехнологичного проекта по строительству первой в Узбекистане АЭС. К настоящему моменту из филиала уже выпустилось более 160 студентов, половина из которых трудоустроилась в атомную отрасль Узбекистана, а половина приняла решение продолжить свое обучение в магистратуре.

С 2022 г. в Алматы работает филиал НИЯУ МИФИ на базе Казахского национального университета (КазНУ) им. аль-Фараби. Всего «Росатом» реализует более 20 совместных программ в области атомных и смежных технологий с вузами за рубежом.

Занять свою нишу

Участие российских компаний в экспорте отечественного образования не ограничивается обучением кадров на местах и сотрудничеством с вузами.

«Росатом» организует мероприятия по привлечению женщин в атомную отрасль, сотрудничая в этом направлении со странами Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, Африки, включая реализацию программ стипендий МАГАТЭ им. Марии Склодовской Кюри и Лизы Майнтнер. Более 50 девушек – студенток российских вузов из 25 стран стали стипендиатками этой программы при поддержке «Росатома».

Госкорпорация также реализует в Совете Евразийского женского форума проект по повышению роли женщин в развитии высокотехнологичных отраслей и привлечении их на рынок труда. Кроме того, «Росатом» запустил первую в мире Международную летнюю школу для молодых женщин – профессионалов атомной отрасли, сообщил представитель компании.

В этом году госкорпорация совместно с Минобрнауки запускает проект «Летний атомный университет «Обнинск Тех». Он позволяет преподавателям и студентам пройти краткосрочные курсы обучения и принять участие в групповых проектах. Ежегодно проводятся молодежные форумы «Россия ‒ Африка» и «Россия – Латинская Америка». В феврале 2025 г. в городе Александрия в Египте «Росатом» совместно с Управлением атомных станций страны впервые провел молодежный форум зеленых ядерных технологий. 

Международный научно-образовательный центр ядерных и смежных технологий «Обнинск Тех» – флагманский проект, реализуемый «Росатомом», Калужской областью и НИЯУ МИФИ для подготовки технических специалистов. Как отмечают в госкорпорации, сегодня в научно-образовательных мероприятиях проекта «Обнинск Тех» задействовано более 5000 участников из десятков стран мира. И эксперты прогнозируют, что реализация данной инициативы позволит России занять около 20% мирового рынка специализированного инженерного образования к 2030 г.

Глобальные позиции России в атомной отрасли и сформированный портфель заказов «Росатома», а это 41 проект большой и малой мощности в 11 странах, делает неизбежным рост экспорта образования, технологий и культуры в страны-партнеры, считает Терентьева.

Мягкая сила образования

С 2017 г. в России реализуется федеральный проект «Экспорт образования», направленный на усиление конкурентоспособности российских вузов на международной арене.

Включение показателя численности иностранных студентов в критерии оценки вузов способствовало их активному выходу на зарубежные рынки, отмечает Нерсесян. По данным Минобрнауки на март 2025 г., в российских университетах обучается свыше 395 000 иностранцев. За пятилетний период их количество выросло на 20% относительно 2020 г. (315 000 студентов). При сохранении текущей динамики к 2030 г. ожидается достижение отметки в 500 000 иностранных обучающихся.

Но экспорт образования принесет не только материальные выгоды для страны. Это вложение в будущее России, уверена Абанкина. «Такой экспорт помогает формировать позитивный образ страны за рубежом, усиливает ее влияние в мире. Неслучайно многие страны сейчас развивают программы на национальных языках», – говорит эксперт. В последнее время Китай предлагает стипендии и гранты для тех, кто собирается получать в стране образование на китайском, отмечает Абанкина.

Сегодня Россия получает уникальный шанс закрепиться в глобальном образовательном ландшафте в странах Азии, Африки и СНГ, считает Нерсесян. «Образовательный экспорт – это канал доверия, влияния и партнерства», – резюмирует он. По словам эксперта, в условиях геополитических изменений образование становится одним из немногих стабильных мостов между странами – и Россия обладает потенциалом, чтобы сделать его ресурсом своей международной стратегии. При успешном развитии модели образовательного экспорта Россия может к 2030 г. увеличить доходы от экспорта образования до $3–3,5 млрд в год, говорит Нерсесян.