Ольга Дергунова: «Сотрудничество с Китаем требует новых подходов к образованию»

Старший вице-президент ВТБ – о роли образовательных институтов в развитии экономического взаимодействия с азиатскими партнерами
Пресс-служба ВТБ
Пресс-служба ВТБ

«ВТБ Образование» и правительство Амурской области на Восточном экономическом форуме, прошедшем с третьего по шестое сентября, подписали соглашение о сотрудничестве. Оно касается деятельности создаваемого в Благовещенске Центра российско-китайского делового взаимодействия федерального уровня. Стороны займутся научно-прикладными исследованиями и разработкой обучающих программ, ориентированных на развитие деловых отношений между Россией и Китаем. О том, как образовательные инициативы помогают российским компаниям выстраивать взаимодействие с азиатскими партнерами, рассказала старший вице-президент ВТБ, руководитель направления «ВТБ Образование», директор Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) Ольга Дергунова.

– Центр российско-китайского взаимодействия в Благовещенске позиционируется как инфраструктурный узел. В чем заключается его бизнес-модель и ценность этого центра для ВТБ? Какие перспективы открывает создание подобного центра?

– Центр создается по поручению президента России Владимира Путина в первую очередь для решения государственных задач. Речь не идет о коммерческой выгоде. Для ВТБ важно обеспечить в регионе финансовую инфраструктуру для компаний и частных лиц из России и КНР. Сейчас мы в процессе диалога с обеими сторонами, чтобы определить, какие дополнительные знания необходимы представителям бизнеса для успешного развития взаимодействия. Сотрудничество с Китаем требует новых подходов, в том числе к образованию. Чтобы помочь партнерам лучше понимать друг друга, нужны учебные программы не только по обучению языку, но и по ведению бизнеса.

Уверена, что благодаря вовлечению в работу Центра сильных компаний-партнеров и экспертов этот проект сможет стать таким же успешным, как и другие федеральные инициативы, которые начались в Москве, а затем распространились на регионы. Например, Национальный центр «Россия».

«Для интеграции восточной тематики в образование требуется системный подход»

– Ориентация на Восток – общий тренд для многих российских компаний. В чем заключается роль образовательных институтов в этом процессе?

– «Разворот на Восток», о котором сегодня заявляют многие российские компании, является важным направлением государственной политики РФ, носящим долгосрочный характер. И образовательным институтам отводится в этом процессе значимая роль.

Прежде всего это создание платформы для диалога. Учебные заведения объединяют студентов, заинтересованных в изучении новых направлений, которые могут быть полезны для их будущей карьеры. Возникает сообщество, формирующее спрос на актуальные знания. С другой стороны, в процесс включаются преподаватели и исследователи. Для них это возможность изучать тему с академической точки зрения: анализировать, выдвигать гипотезы и искать нестандартные ответы на сложные вопросы. Развивается профессиональная среда, где педагоги вместе со студентами могут находить новые методы и инструменты для поиска ответов на сегодняшние вызовы. Третьей ключевой стороной является бизнес, заинтересованный в квалифицированных кадрах, способных эффективно решать задачи современных рынков.

Взаимодействие российского бизнеса с китайскими партнерами развивалось в течение многих лет, однако раньше масштабы товарооборота уступали объемам торговли с европейскими странами. В новых экономических реалиях восточное направление становится ключевым, что ставит систему образования перед необходимостью трансформации.

– Что именно требуется изменить в подготовке специалистов для решения реальных экономических задач?

– Исторически российское образование и культура были тесно связаны с Европой, тогда как сейчас требуется освоение принципиально иного делового и культурного пространства. Сегодня на рынке труда существует дефицит нужных компетенций для работы с азиатскими партнерами. Основы для формирования подобных квалификаций в образовательной системе, безусловно, есть. В той же ВШМ СПбГУ – у стратегического академического партнера ВТБ – изучение китайского языка было доступно студентам в течение последних двадцати лет. Но для интеграции восточной тематики в образование требуется системный подход, который выйдет за рамки изучения языков или узкоспециализированного регионоведения и позволит сформировать у студентов способность адаптироваться к особенностям восточных партнеров.

Поэтому необходимо развивать у будущих специалистов комплексное понимание рынков, деловых практик и культурных особенностей стран Восточной Азии. Если, например, в программе курса по финансовому моделированию появятся практические кейсы с расчетом стоимости акций китайских компаний, это станет показателем того, что система образования адаптировалась к запросам реальной экономики.

При этом Китай сам непрерывно трансформируется, с конца прошлого века очень быстро. И необходимо не просто изучать статичную картину, а учить новое поколение гибко и продуктивно работать с динамичным партнером.

«Развитие отношений с азиатскими предпринимателями формирует новый образовательный заказ»

– Как в этой связи вы строите систему обновления знаний в ваших программах?

– Мы стремимся обеспечить актуальность образовательного контента, сочетая научные исследования, практический опыт и обратную связь от реального сектора экономики.

Академическая среда опирается на научный подход: каждое предположение требует тщательной проверки как на уровне анализа, так и методологии. Чтобы отвечать на современные запросы, образование сегодня активно выдвигает новые исследовательские гипотезы. Это открывает возможности для молодых ученых и укрепляет сотрудничество между российскими и китайскими университетами. Именно через совместные исследования и проверку теорий рождаются решения, которые затем могут применять компании и государственные институты.

Пример такого сотрудничества – издание при поддержке ВТБ совместного сборника научных статей ВШМ СПбГУ и Харбинского политехнического университета (Harbin Institute of Technology, HIT), в котором исследователи двух стран делятся наработками по широкому кругу тем: по экономике, менеджменту, data science, поведенческой психологии, теории коммуникаций, устойчивому развитию и другим вопросам. Через совместную работу над публикациями, обсуждения и конференции – стандартные для научной среды форматы – эксперты проверяют гипотезы и приходят к определенным выводам. В дальнейшем научные разработки внедряются в практику.

Банкам, как никому другому, важно понимать потребности клиентов, поскольку финансы являются «кровеносной системой» экономики. И в процессе обсуждения конкретных проектов мы видим реальные проблемы бизнеса: от организации международных платежей до сложностей с заключением контрактов. Нужны прикладные учебные программы, которые будут действительно полезны компаниям. Таким образом, развитие отношений с азиатскими предпринимателями формирует новый образовательный заказ.

В создании учебных программ нам помогают партнеры, в том числе институты развития. Например, вместе с Российским экспортным центром, ВШМ СПбГУ и HIT банк ВТБ разработал программу по ведению бизнеса с Китаем для экспортеров. В 2024 г. обучение по программе стало доступным для российских экспортеров из сферы агропромышленного комплекса и пищевой промышленности. С учетом обратной связи слушателей мы переработали формат и в этому году запускаем еще одну модульную программу «Бизнес с Китаем: экспортные стратегии». Это будет образовательный «конструктор», где каждый участник сможет собрать траекторию под свою экспортную задачу: от маркетинга и логистики до защиты бренда и отраслевых нюансов. Мы создаем продукт, который можно масштабировать и адаптировать под любую отрасль и регион, оперативно обновляя контент при значимых изменениях рыночной конъюнктуры.

Такие институты, а также торгово-промышленные палаты и профильные бизнес-ассоциации формируют экосистему поддержки для предпринимателей. Банки, в свою очередь, выступают связующим звеном и источником финансирования, обеспечивая реализацию бизнес-инициатив.

– Какие цели у программы «Китайский ход: от культурных кодов к бизнес-стратегиям»? Для кого она предназначена и какой отклик вызывает в профессиональном сообществе?

– Программа «Китайский ход» разработана «ВТБ Образование» совместно с ВШМ СПбГУ и HIT для клиентов банка. Она помогает сформировать системное представление о Китае, включая исторический контекст, объясняющий современные реалии страны, и практические аспекты ведения бизнеса.

Первый запуск успешно прошел в Санкт-Петербурге в июле этого года. Обучение ориентировано на малый и средний бизнес, планирующий развивать деловое взаимодействие с Китаем. Формат двухдневного интенсива позволяет получить ответы на ключевые вопросы и определить дальнейшие шаги с учетом специфики принятия решений в Китае. В процессе живого обсуждения развеиваются страхи и сомнения, характерные для выхода на незнакомый рынок.

В обучении российских предпринимателей участвуют наши коллеги из HIT. Они не только рассказывают о местных особенностях ведения бизнеса, но и указывают на конкретные направления инвестиций, перспективные с точки зрения китайского спроса. Совместные с иностранными партнерами программы дают возможность учащимся взглянуть на себя со стороны – это ценно для предпринимателей.

Мы планируем масштабировать «Китайский ход» на другие российские регионы. Предприниматели за пределами Москвы и Санкт-Петербурга часто имеют меньше доступа к экспертизе по работе с китайским рынком. Программа закрывает этот пробел, предлагая практические знания и инструменты. Для ВТБ это стратегическая инвестиция: в краткосрочной перспективе мы поддерживаем клиентов, а в долгосрочной укрепляем их лояльность. Когда банк глубоко понимает потребности и вызовы бизнеса, он становится не просто финансовым партнером, а доверенным советчиком, который обладает необходимым опытом и широким взглядом на ситуацию.

– Является ли внимание к таким темам, как экология и устойчивое развитие, стратегической необходимостью для укрепления позиций российского бизнеса в Азии?

– Устойчивое развитие – это постоянный приоритет для бизнеса, особенно на Дальнем Востоке, где уникальная природа требует особого внимания. Техногенный прогресс влияет на экосистемы. И для Китая, и для России вопросы экологии одинаково важны.

Например, на программе «Китайский ход» профессор из HIT поделился кейсом, когда в одной из китайских провинций из-за небрежной добычи полезных ископаемых были уничтожены залежи торфа, необходимого для производства различной продукции. При этом Россия обладает большими запасами этого ресурса и может использовать их рационально, в том числе экспортируя торф в Китай. Это отличный пример того, как устойчивое развитие сочетает экономику с экологией, выстраивает деловое партнерство между странами и показывает, как академические исследования помогают находить перспективные направления для инвестиций.

Как показывают наши исследования, итоги которых будут опубликованы в сборнике научных статей, высокие ESG-рейтинги заметно повышают стоимость сделок M&A в КНР.

Пример практического инструмента, который трансформирует эту стратегическую необходимость в конкретные действия и кадры будущего, – «Лаборатория бизнес-решений ВТБ». Это совместный кейс-чемпионат, который банк второй год проводит с Дальневосточным федеральным университетом и заповедником «Земля леопарда». В 2025 г. студентам предстоит создать прототип учебной программы по управлению заповедниками, синтезирующей российский и китайский опыт. Таким образом, мы буквально создаем будущие кадры, которые уже сейчас мыслят категориями устойчивого развития и трансграничного сотрудничества.

Еще один совместный проект ВТБ и ВШМ СПбГУ – создание ИИ-ассистента для систематизации и анализа данных о природе Приморья с 1960-х годов. Ученые десятилетиями вручную записывали наблюдения за леопардами, и теперь мы с помощью искусственного интеллекта превращаем эти записи в цифровую базу данных. Наша работа поможет научному сообществу точнее оценивать состояние экосистем и оперативно на них реагировать. Такой подход позволяет не только помочь в сохранении редчайшей кошки планеты – дальневосточного леопарда, но и объединяет бизнес, науку и государственные институты для долгосрочного устойчивого развития.