Корпоративные соцсети упрощают коммуникации и экономят деньги

Интрасети особенно полезны для крупных компаний
Пресс-служба «ТМК»
Пресс-служба «ТМК»

В последние годы крупные компании в России активно развивают корпоративные социальные сети (КСС). И хотя этот инструмент внутренних коммуникаций требует значительных расходов ‒ несколько десятков миллионов в год ‒ на создание и функционирование, работодатели готовы на них идти. Как показывают различные исследования, внутренние соцсети позволяют повысить удовлетворенность сотрудников на 56%, а вовлеченность ‒ на 25%. Кроме того, внедрение КСС ‒ это еще и экономия на внутреннем документообороте, связи и т. д. Зачем и как нужно развивать внутренние соцсети, разбирались «Ведомости. Идеи управления».

Инициатива снизу

На Западе тренд на развитие КСС оформился около 10 лет назад. Сейчас каждая вторая крупная компания, например в США, имеет свои внутренние соцсети. В Россию этот инструмент внутренних коммуникаций пришел позже. На данный момент КСС есть у «Газпрома», «Сбера», «Почты России», «Яндекса», «Сибура» и т. д.

Как показывает практика, в развитии КСС особенно заинтересованы крупные компании с большой численностью сотрудников и подразделениями в различных географических точках. Именно такие организации, как правило, имеют большой опыт по выстраиванию системы внутренних коммуникаций.

Например, Трубная металлургическая компания (ТМК), крупнейший в стране производитель стальных труб, всегда уделяла внимание развитию корпоративных каналов коммуникаций, поскольку объединяет более 50 предприятий с численностью сотрудников свыше 60 тыс. в разных регионах России. Такие каналы ‒ газета «proTMK», журнал YourTube, бренд-медиа «Трубник-Online», корпоративное ТВ, приложение с корпоративными СМИ в цифровом формате ТМК Media ‒ с 2012 г. признаются лучшими на различных всероссийских конкурсах корпоративных медиа.

В 2017 г. у ТМК появилось мобильное приложение для удобства участников и организаторов Международного форума «Горизонты», который компания ежегодно проводит в Сочи для выявления и продвижения талантливых сотрудников. Изначально функционал был минимальным:  в цифровом виде разместили деловую программу, онлайн происходила и регистрация участников.

Через год, во время встречи Совета директоров ТМК и руководителей компании с победителями Молодежной научно-практической конференции (МНПК), которая проходит в рамках форума «Горизонты», один из участников предложил запустить приложение на постоянной основе. «Это предложение получило поддержку руководства», ‒ рассказывает заместитель генерального директора по управлению персоналом, директор Корпоративного университета TMK2U Елена Позолотина.

Часто именно сотрудники выступают с инициативой создания КСС. По данным исследования Ipsos, проведенного для Microsoft, около 40% работников различных организаций убеждены, что социальные сети будут способствовать эффективному взаимодействию с коллегами. В частности, этот инструмент позволяет повышать лояльность, эффективность взаимодействия за счет коллективного обсуждения задач, сокращает время на обучение новичков и т. п.

В ТМК решили создать свою корпоративную соцсеть, которой в этом году исполняется пять лет, и начали формировать команду и придумывать название. Остановились на Mobi или Mobi2U. Название быстро прижилось, и все пользователи стали Mobiльными. «Mobi2U для нас больше, чем приложение в смартфоне, ‒ это пространство, которое мы стремимся сделать нужным для каждого сотрудника. В первую очередь, приложение рассчитано на людей, которые работают на предприятиях, поэтому мы хотим наполнить его полезными функциями», ‒ рассказала «Ведомости. Идеи управления» руководитель группы внутренних коммуникаций Корпоративного университета TMK2U Любовь Силкина.

Окно в мир компании

На первом этапе в соцсети ТМК оперативно появлялась информация о событиях в жизни компании и важные новости, были созданы возможности для общения сотрудников. Ежедневно в ленте выходило 5‒7 постов. Постепенно функционал Mobi2U начал расширяться. Так, появилась лента Mobi-view, позволяющая сотрудникам делиться своими новостями. Если в 2019 г. пользователи размещали примерно тысячу постов в год, то в 2022 г. количество публикаций превысило 100 тыс.

Общаться коллеги могут в чатах и каналах, которые можно создавать на базе приложения. В этом плане Mobi2U не уступает популярным мессенджерам. Там также можно тегать свои посты, лайкать и комментировать, размещать фото и видео, находить единомышленников, запускать флешмобы и проводить конкурсы.

После отработки приложения в качестве информационного ресурса в Mobi появились развлекательные рубрики. Например, викторина, за победу в которой полагается вознаграждение во внутренней валюте приложения — mobit’ах. Потратить накопления можно в Mobi-магазине, который открылся в 2019 г., на товары с корпоративной символикой, а также полезные гаджеты.

Важную роль в поддержке сотрудников и их взаимодействии Mobi сыграл во время пандемии, когда многие были переведены на удаленную работу. В соцсети регулярно освещалась эпидемиологическая ситуация, выходили статьи о мерах, предпринимаемых компанией для снижения тревожности, интервью с медиками.

Посты для Mobi пишут работающие на местах люди, которые хорошо знают ситуацию изнутри. Это целая сеть Mobi-корреспондентов ‒ более 50 сотрудников. 

Изначально ее формировали из тех, кто знает людей на предприятии, в основном это были сотрудники HR-подразделений. В 2019 г., когда количество mobi-корреспондентов перешагнуло за 20 человек, в Корпоративном университете TMK2U разработали специальную программу обучения, на которой преподаватели рассказали о правилах написания текстов в разных жанрах, в том числе для создания корпоративного контента.

Объединяя людей

Любой человек заинтересован в том, на что он может повлиять, именно поэтому сотрудники компании являются одновременно соавторами приложения.

«В Mobi2U мы предлагаем пользователям вносить идеи, какие функции добавить в приложение. Для этого есть специальный раздел», ‒ подчеркивает Любовь Силкина. Она уточнила, что эту идею тоже предложили активные пользователи.

Сегодня Mobi охватывает около 50 тыс. сотрудников ТМК. В двух новостных лентах ‒ Mobi (наиболее значимые события компании, производственные результаты и т. п.) и MobiActive (спортивные, культурные и прочие мероприятия) ‒ выходит порядка 20 новостей в день. На базе Mobi2U проводятся внутренние голосования, а также анонсируются внешние конкурсы, в которых участвует компания. 

При поддержке приложения проходят и все крупные корпоративные мероприятия, такие как Форум «Горизонты» и чемпионат профессионального мастерства среди рабочих профессий «Игры мастеров». «Сотрудники уже отвыкли от бумажных носителей и следят за своей программой с мобильного устройства, записываются на воркшопы, отслеживают изменения в тайминге, оперативно реагируют на вопросы организаторов и коллег. А те, кто не участвует в мероприятии, могут следить за онлайн-трансляциями, смотреть фото и видеообзоры с места событий и поддерживать своих коллег», ‒ пояснила Елена Позолотина. Кроме того, в приложении сотрудники могут изучать каталог и анонсы программ Корпоративного университета ТМК2U, записываться на вебинары и делиться отзывами о пройденных курсах.

Каждый пользователь приложения может стать блогером: создать свой тематический канал и вести его с привлечением коллег. Это позволяет сотрудникам компании реализовывать себя не только в профессиональной деятельности.

Но в приоритете все же использование КСС для рабочих процессов. Так, по информации Агентства внутренних коммуникаторов, внедрение внутренних соцсетей приводит к росту количества рационализаторских предложений от сотрудников на 48%, внедренных идей ‒ на 25%. Таким образом, считают эксперты, КСС могут в какой-то степени быть катализаторами развития компании.