Серхио дель Косо: «Традиции в виноделии не противоречат инновациям»

Главный энолог «Шато Алвиса» об общих принципах испанских и российских виноделов
Пресс-служба «АЛВИСА»
Пресс-служба «АЛВИСА»

Виноделие в России переживает подъем. По данным Минсельхоза, с января по ноябрь 2025 г. выпуск тихих вин увеличился на 11,6%, игристых – на 8,2%. Более половины общего объема продаж вина в стране приходится на отечественную продукцию. Важную роль в развитии рынка играют виноделы Дагестана. В 2023 г. здесь была запущена винодельня полного цикла «Шато Алвиса». Главный энолог предприятия – Серхио дель Косо – приехал из Испании. Он рассказал «Ведомости. Идеям управления» об основных трендах и перспективах отрасли, особенностях Дагестана и уровне оснащенности российских предприятий.

– В чем, на ваш взгляд, особенности дагестанского терруара?

– Дагестан – самобытный регион, винный потенциал которого только начинает раскрываться для потребителя. С точки зрения климата и почв это одно из лучших мест в России и для выращивания винограда, и для производства вина. Самый узкий в Европе стык моря и гор обусловливает мягкий континентальный климат. Здесь много солнечных дней, влияющих в том числе на фенольную зрелость винограда. Горный массив Большой Кавказ защищает регион от мощных циклонов, а также дает уникальную особенность – высотную поясность, а значит, и возможность разместить виноградники на разных высотах: от 28 до более чем 1000 м над уровнем моря. Осенние горные бризы создают перепад температуры воздуха в течение суток, что позволяет винограду сохранять правильную кислотность при полном созревании.

Близость местных фермерских хозяйств к производителям позволяет оперативно закупать и обрабатывать виноград. Это тоже серьезно влияет на качество и органолептику продукции.

– На какие сорта делают ставку местные виноделы? Интересуют ли их дагестанские автохтоны?

– Дагестан претендует на то, чтобы уже в ближайшие годы стать самым крупным виноградарским регионом в стране. Главным сортом винограда в республике является белый сорт «ркацители», но здесь отлично выращивают и популярные международные сорта: «мерло», «каберне-совиньон», «саперави», «шардоне», «алиготе» и др. Также началась работа по возрождению малоизвестных дагестанских автохтонов с необычными названиями: «гимра», «гюляби», «докур», «джунга».

– Эксперты отмечают рост интереса к белым и игристым винам. Это общемировой тренд?

– В целом да, в Европе также растет популярность белых и розовых, более легких вин. Вероятно, этот тренд будет усиливаться, так как потребители все чаще предпочитают менее крепкий алкоголь.

Также растет интерес к сортовым винам, но это все же больше российская тенденция. Местные ценители все лучше осознают, каким должен быть конечный продукт. Процесс потребления вина сегодня – это настоящее сенсорное путешествие, в котором человек через вкусовые и обонятельные рецепторы получает особый опыт и эмоции. В Европе такое понимание складывалось веками, поэтому ординарные – т. е. более простые столовые – вина занимают довольно скромную нишу.

– На что сегодня ориентируются покупатели в выборе вина?

– Безусловно, на соотношение цены и качества. И здесь дагестанские вина могут рассчитывать на лидерство, особенно в сегменте до 600 руб. Качество российской продукции выросло стремительно, и потребитель это ценит, все чаще выбирая отечественное. Ситуация на мировом рынке также сыграла на руку: например, российское игристое стало альтернативой подорожавшему итальянскому просекко.

– Для вас, как для испанского специалиста, что было привычным, а что удивило в российском виноделии?

– Испанские и российские виноделы объединены общим принципом к переработке винограда: они уважают природу и понимают, что традиции в процессе производства не противоречат инновациям. Виноделы и в Испании, и в Дагестане одинаково ценят качество вина и прекрасно знают, какому сорту какие технологии подходят, чего можно ожидать от вина, сделанного из заданного сорта. Технический уровень предприятий также соответствует европейским критериям, а где-то и превосходит их.

– Что важно при развитии энотуризма и какие составляющие важны для этого вида бизнеса?

– Помимо производства важны природа, атмосфера на предприятии. Экскурсионная программа, чтобы гости смогли познакомиться с историей региона и винодельни, продегустировать вина и сопутствующую гастрономию, купить сувениры. Энотуризм важен для предприятий с точки зрения имиджа и построения диалога с потребителем. Мы стараемся учесть эти факты в туристическом центре нашей винодельни, который откроется в 2026 г.

– Какие планы у винодельни и региона в целом? Можно раскрыть какие-то секреты?

– Дагестан является одним из главных регионов для роста российского виноделия, и это оправданно. Здесь есть всё: условия, интерес инвесторов и поддержка властей. Высокогорные районы пока не освоены, но их потенциал колоссален. Если говорить о наших конкретных планах... Мы работаем над новым премиальным брендом игристого. В первой половине этого года также представим наше первое выдержанное в дубовых бочках в течение шести месяцев вино. Еще одна цель – заложить самый высокогорный виноградник в России.