Как архитектурная студия возрождает технику работы со стеклом эпохи модерна
« Архитектура света» – так называлась выставка в Музее архитектуры имени Щусева, проходившая два года назад в Москве. Она была посвящена так называемым кирпичам Фальконье, эстетской предтече современных стеклоблоков. Французский инженер Гюстав Фальконье придумал и запатентовал эту технику в конце 1880-х. С помощью его технологии можно было создавать полые и вместе с тем прочные стеклянные элементы и использовать их как кирпичи для кладки стен. Их выдували и формовали вручную. Они были разной формы и с разным рельефом поверхности, благодаря чему из них можно было составлять сложные, эффектные композиции. Самая известная форма кирпича Фальконье – семиугольник, напоминающий огранку драгоценных камней. Такие складывались в красивые цветные «соты», формировавшие узор на манер калейдоскопа. За счет рельефной поверхности и того, что они были полыми внутри, фальконье работали как линзы, мягко рассеивая свет и красиво играя на солнце. Это не только позволяло освещать помещение, но и создавало необычный декоративный эффект.
Кирпичи Фальконье быстро вошли в моду. Их использовали для оконных проемов, лестничных маршей, световых фонарей. Они стали одним из символов архитектурного декора ар-нуво и получили широкое распространение в Европе (а после Всемирной выставки 1893 года в Чикаго и за океаном) и в дореволюционной России.
После революции такие изыски стали, разумеется, не нужны. А на фоне экономического кризиса дорогостоящее производство, терявшее клиентуру, остановилось и в Европе. В итоге технику забыли, и долгие годы она считалась утраченной. Пока в 2021 году экспериментальное петербургское производство NWGlass.lab не восстановило технологию, перезапустив выпуск фальконье. Так что сегодня появилась возможность отреставрировать многие здания, где еще сохранилась дореволюционная кладка из стеклянных кирпичей.
Основательница московской архитектурной студии Buro All Елена Антонова давно увлекается фальконье и стремится популяризовать эту уникальную технологию в своих проектах. Так, к упомянутой выставке в МУАР был приурочен выход масштабного труда «Фальконье. Архитектура света», написанный куратором выставки Анной Кистановой и искусствоведом Никитой Андреевым, завершавшийся авторским очерком Елены, который рассказывал о наследии Фальконье. Вскоре архитектор пошла дальше, и сегодня можно купить уже настоящие кирпичи Фальконье под брендом Buro All, преображенные в шкатулки. Мечта Елены – чтобы фальконье в таком декоративно-прикладном варианте могли появиться в каждом интерьере.
В серии Buro All использованы кирпичи классической формы № 7 в виде граненой фигуры (каждый дизайн фальконье получал порядковый номер, чтобы в них было проще ориентироваться). Шкатулки сделаны традиционным методом выдувания из цветного стекла. Дизайнеры разработали пять цветов: карамельный, синий, голубой, бирюзовый и желтый. Коллекция выпускается на собственном производстве Buro All, и в дальнейшем Елена хочет расширить линейку, сделав серию шкатулок из выдувного хрусталя.















