«Моряк на пирсе гавани в Кронштадте»
Жизнь

Врачу, исцелися сам: зачем доктору фотоаппарат

Антон Коновалов

Челюстно-лицевой хирург и стоматолог Антон Коновалов восстанавливает эмоциональный баланс с помощью фотографии

А нтон Коновалов, главный врач петербургской стоматологической клиники «Валаам», начал увлекаться фотографией еще в детстве, снимая на пленку. Однако в юности будущий врач оставил детское увлечение, посвятив себя медицине. Тем не менее около десяти лет назад желание фотографировать вернулось с новой силой.

Коновалов, которому сейчас 53 года, обратился к тому виду фотоискусства, которое называют творческой, или художественной, фотографией. Начал делать снимки природы, людей, городской жизни — причем не столько с целью зафиксировать понравившийся визуальный образ, сколько для того, чтобы передать эмоции, впечатления, отразить свой личный взгляд на мир.

Антон Коновалов, главный врач петербургской стоматологической клиники «Валаам» и фотографАнтон Коновалов

«В первую очередь мне была интересна сущность предметов, окружающего мира, людей», — объясняет Антон Коновалов. Фотоработы хирурга-стоматолога напоминают работы импрессионистов. Главная задача автора — передать ощущение, чувство, а иногда поймать непредсказуемое единство, на первый взгляд, совершенно разных предметов, как, например, облако и камень в горах Тибета. «Я бы сказал, что фотография для меня не только творчество, но и психологическая разгрузка, отдушина, смена деятельности, выход за рамки привычной жизни», — подчеркивает Коновалов.

«Работа врача — эмоционально тяжелый труд, сопряженный с высокой ответственностью. В случае со стоматологией, как и рядом других медицинских специальностей, ситуация осложняется работой с негативными эмоциями пациентов, например, с их страхом. Доктор должен быть еще и психологом. Тем не менее, и врачу, и психологу впоследствии также нужны силы для восстановления. В моем случае эти силы дает фотография», — рассуждает доктор.

«Усталость и отрицательные эмоции уходят благодаря фотографии. Снял хорошую картинку — настроение улучшилось. Бывает, что после удачного кадра ходишь довольный несколько дней», — улыбается Антон.

На фотопрогулки доктору Коновалову обычно удается выбираться не чаще раза в неделю, так как остальное время в основном занято работой. «И все-таки по выходным беру камеру и еду в разные точки Петербурга, будь то Васильевский остров, Малая Коломна или какие-то городские мероприятия. Ищу тот самый единственный кадр», — рассказывает Антон Коновалов.

По словам фотографа, иногда ради того самого кадра приходится сделать 200–300 снимков, хотя и это не является обязательной гарантией успеха. «Бывает так, что, когда едешь что-то снимать специально, проводишь день в поисках интересного кадра, но все тщетно. А потом по дороге домой, скажем, даже из вагона поезда, можно неожиданно снять что-то стоящее», — делится Коновалов.

Серию тибетских пейзажей я снимал, вдохновившись картинами Николая Рериха

Большую часть интересных фоторабот удается привозить из поездок по миру. Так, результатом двухнедельного путешествия Коновалова в Тибет стали два ярких фотоальбома, отражающие жизнь тибетских монахов и удивительной природы далекого края. На снимках оживленные, обветренные лица юных тибетских монахов, натруженные руки пожилого тибетского мукомола, пасущиеся в горах стада овец, неожиданные гипнотизирующие линии местных гор и озер.

Коновалов говорит, что в случае с художественной фотографией автор нередко стремится увидеть в кадре философский смысл, интеллектуальную, а не только эстетическую начинку. На фотографии горной тибетской дороги, которая выглядит практически абстракцией на фоне потрясающих тысячелетних горных рельефов, можно заметить совсем маленький силуэт современного автомобиля. «В этом кадре хотелось показать парадокс масштаба: каким маленьким может быть современное явление, созданное человеком, на фоне истории существования нашей планеты. В то же время мы, человечество, не побоялись взять на себя смелость считать себя большими и важными», — объясняет автор.

Еще один снимок тибетского пейзажа напомнил Антону картины Николая Рериха. «Картины Рериха с пейзажами Гималаев иногда кажутся сказочными и фантастическим. Однако когда приезжаешь в эти края, оказывается, что шедевры художника были не так уж далеки от реализма. Вид местных горных цепей, неба, игра света действительно кажутся невероятными, невозможными. Это видно даже на фотографии», — подчеркивает Коновалов.

Коновалов отмечает, что с точки зрения создания художественной фотографии большое впечатление на него произвела Португалия. «Удивительно красивые пейзажи, историческая, даже, можно сказать, слегка обветшалая архитектура здешних мест для меня гораздо привлекательнее такой причесанной, слишком цивилизованной Европы», — рассказывает Антон, добавляя, что также был восхищен красотами и культурой Грузии, Венгрии и Испании. И признается, что стремится путешествовать в первую очередь не ради собственно путешествия, но больше для поиска интересных кадров и сюжетов. Например, мечтает побывать в Японии, которая особенно интересует его как страна самобытной и уникальной культуры.

Недавно у Коновалова прошла персональная выставка фоторабот в библиотеке «Старая Коломна». Сюжетной линией выставки стала тема Александро-Невской лавры и ее мемориального кладбища. «Немного волновался, что тема станет для кого-то слишком грустной, хотя я отношусь к этому месту философски. Считаю, что кладбище не столько место печали, сколько место памяти, которая нужна живым», — поясняет Коновалов.

Антон подчеркивает, что в основном фотографирует для себя, и постоянно стремится совершенствовать свое мастерство, учиться у профессиональных фотографов, к которым относится с огромным уважением. «Мне нравится видеть личность фотографа к кадре. Ведь если несколько фотографов будут снимать одну и ту же картинку, их работы будут разными, возможно, до неузнаваемости: каждый выберет свой ракурс, у каждого получится своя неповторимая история, и это здорово», — заключает он.

Ирина Титова

Читайте также