Как создается виртуальная карта путешествий по России

Блогер Сергей Доля создает отечественную туристическую «Википедию»

Встречаюсь с читателями и говорю: ребята, давайте расскажем про ваш город, про лучшие места в нем

Блогер и путешественник Сергей Доля с командой единомышленников придумали ресурс, где любой желающий может рассказать о тех местах в России, которые заслуживают внимания (или, наоборот, которые лучше обойти стороной). Сайт smorodina.com (от «смотри родину») был запущен в конце ноября. По просьбе «Пятницы» Сергей подводит итоги первых месяцев работы и рассказывает, почему ему самому интересно ездить по России.

- Что вам запомнилось из ваших путешествий по стране?

- Наверное, Чукотка. Мы стартовали из Нерюнгри, доехали до Якутска, оттуда две тысячи километров до Магадана, вернулись на тысячу километров обратно и по «зимнику», по замерзшей Колыме двинулись вверх, до города Певек на Северном Ледовитом океане. Путешествие заняло месяц, на улице было от минус 45 до минус 50. Мы жили в машинах, никогда их не глушили.

- А есть у нас что-то менее экстремальное, доступное и при этом такое, чего больше нет нигде?

- Я люблю зимой на Байкале ездить по льду. Садишься в машину и движешься за «ледовым капитаном» - так называется внедорожник с водителем, который показывает, где ехать, чтобы не провалиться под лед. Это очень увлекательно, и есть множество турфирм, которые предлагают такой отдых. Это совсем недорого. А живешь в любой из гостиниц на берегу, что тоже абсолютно доступно. Или вот по Золотому кольцу я тоже проехал. Это, конечно, исхоженный маршрут, но мне важно было осмотреть все, чтобы была полная картина.

- Отсюда и родилась идея «Смородины»?

- Понимаете, туризм у нас не развит не только из-за отсутствия инфраструктуры, но и потому, что в сети нет места, где было бы собрано максимум информации о стране. И я решил использовать свое влияние, меня все-таки читает довольно много народа, и создать ресурс, который работает по принципу «Википедии» или «Трипадвайзера». Если удастся подвигнуть людей на то, чтобы они начали наполнять такой сайт, то вместе мы создадим инструмент, который поможет путешествовать по стране. И надо сказать, что работа идет даже активнее, чем мы ожидали.

- По какому принципу он формируется? Я задала в поиске «Подкаменная Тунгуска», нашла ее, но информации по ней нет. Все линки - «где остановиться», «как проехать», «что смотреть» - не активны. То есть вы вносите название, а потом ждете, что кто-то придет и напишет?

- Совсем пустой сайт запускать не хотелось, но и самим наполнить, написав про каждую маленькую деревню, было невозможно. Ведь обычно как все делают? Берут за основу booking.com или oktogo.ru и наполняют их базы своей информацией. Но мы выбрали другой путь, наши базы более полные, чем все существующие сегодня в России.

- Каким образом?

- Мы пошли к бизнесу - не буду называть компанию. Она торгует газировкой и представлена практически во всех магазинах, гостиницах и ресторанах страны. У нас с этой компанией хорошие отношения, и мы попросили у них базу мест, куда они доставляют свою продукцию. Многие пункты пока существуют только в виде названий, точек на карте. Теперь мы ждем, что люди будут ходить в эти рестораны и, так же как на Foursquare, оставлять свои комментарии. Мы должны набрать некую критическую массу отзывов, после которой сайт начнет развиваться лавинообразно. Люди должны поверить в него, понять, что это не затея на полгода и что их труд не пропадет зря.

- А как вы рекрутируете пользователей?

- Встречаюсь с читателями в разных городах и говорю: ребята, давайте расскажем про ваш город, про лучшие места в нем. Основное я даже готов сделать сам. Внесу 30-50 достопримечательностей, а вы просто зайдите и лайкните. Это поможет создать рейтинг, топ-10 мест, которые нужно посмотреть в первую очередь.

- Вы планируете мобильное приложение?

- Обязательно, и рассчитываем в связи с этим на большой скачок. Компьютер не всегда есть под рукой, а так - вы приехали в город, сфотографировали достопримечательность, зачекинились, написали пару слов - и она у нас появилась на карте, ей начинают выставлять оценки.

- Вы сами финансируете этот ресурс?

- Нас четверо, но один человек - Олег Николаев - вложил больше всех. Разработка и создание сайта обошлись почти в миллион долларов. Но сейчас деньги заканчиваются, поэтому мы ищем внешних партнеров. Может быть, прибегнем к краудфандингу. В месяц нам нужно около 600 тысяч. И конечно, большую часть контента мы создаем пока сами.

- Для этого нужно путешествовать не останавливаясь. Где вы еще не были?

- На Кавказе. И поеду туда через две недели.

Беседовала Мария Божович