Спектакль «Боркман» венского Академитеатра выглядит как бенефис Мартина Вуттке

Персонаж Ибсена в его исполнении даже немного говорит по-русски
Мартин Вуттке в роли Боркмана похож на постаревшего хиппи/ Reinhard Maximilian Werner

Все два часа в венском спектакле «Йон Габриэль Боркман» падает снег. Художница Катрин Брак сделала из него главную декорацию для Ибсена. Позади лишь кирпичная стена Академитеатра, актеры вылезают из-под шапок снега – кажется, все время они ждут, заваленные хлопьями, своей первой реплики.

От реплики сам Ибсен мог бы прийти в ужас. От оригинального текста здесь не осталось ни слова. 31-летний австралийский режиссер Саймон Стоун переписал пьесу от начала до конца. Теперь в нем упоминаются фейсбук и Бритни Спирс, ютуб и фитнес-центры и даже обсуждается проблема перехода компьютеров из ХХ в XXI в. – тема, чрезвычайно популярная при смене столетий. Тем не менее основные сюжетные линии «Боркмана» сохранены в неприкосновенности. Ведь Стоун, известный, в частности, постановками Чехова, Эрдмана и Арбузова, не первый раз переписывает Ибсена, он знает, как с ним обойтись бережно. Четыре года назад Стоун поступил так с пьесой «Бедная утка», которую сам же и поставил в Вене. Успех был ошеломительный, многочисленные награды, приглашение на фестивали и гастроли в Лондоне тому подтверждение.

Переписывание классики – радикальный жест, но этот апгрейд не выглядит бессмысленным. Конечно, оригинальный «Боркман» до сих пор читается и ставится как вполне актуальная вещь. История банкира-растратчика, отсидевшего пять лет в камере и после освобождения коротающего жизнь в одиночестве в норвежской глуши, драматична и драматургична, у нее много параллелей в современности, историй-двойников, еще недавно занимавших первые полосы европейских газет. Ненавидящая банкира жена-алкоголичка (Биргит Минихмайер) мечтает об отмщении за поруганную честь семьи. Роль мстителя она уготовила ничего не подозревающему сыну Эрхарту (Макс Ротбарт), она видит в нем будущего парламентария, а выборы скоро. Ее сестра-близнец Элла (Каролине Петерс) мечтает усыновить Эрхарта. Сын же мечтает сбежать в Южную Америку с женщиной, которая старше его (Фанни – Никола Кирш), а заодно и прихватить с собой дочь его лучшего друга Фриду (Лилиане Амуат), именно она услаждает слух Боркмана музыкой, только в новой версии играет не на пианино, на электрогитаре. Работающий писцом друг Вильхельм Фулдал (Роланд Кох) мечтает об успехе собственной пьесы. Боркман же мечтает о будущем.

Как приглашают

Спектакли для фестиваля «Театральные встречи» в Берлине – он пройдет с 6 по 22 мая – приглашает жюри из семи критиков. В этом году они отсмотрели 394 постановки в 59 городах Германии, Австрии и Швейцарии. В программе еще один спектакль по Ибсену – «Враг народа» цюрихского драмтеатра в постановке Штефана Пухера, уже в седьмой раз приглашаемого на фестиваль.

Играющий его Мартин Вуттке превращает спектакль в собственный бенефис. Поначалу кажется, что с актером случилось что-то нехорошее, так он постарел и изменился, всерьез опасаешься за его здоровье. Вуттке еле движется, кажется больным и изнеможенным, да и выглядит то ли пресытившимся наслаждениями хиппи, то ли клошаром, впущенным в дом не с того хода, который даже телевизор включить не в состоянии. Но в какой-то момент, когда речь начинает идти о новом старте и Боркман уговаривает сына вместе начать новое восхождение, понимаешь, что это лишь маска. Актер еще и произносит пару фраз на русском, причем не самых простых – в тюрьме Боркман якобы сидел с русскими и учил их язык. В финале уже, лежа бездыханным на авансцене, Вуттке вдруг поднимает два растопыренных пальца: виктория не за горами!

В «Боркмане» много смешного, хотя иные шутки оказываются на грани вкуса, а некоторым критикам спектакль кажется бульварным, настолько радикально акценты в нем смещены от драмы к трагикомедии. Не без этого, конечно, но и развлекательный театр может быть сценическим событием. Да, подрезать новый текст Стоуну не мешало бы, но это интересный опыт – не столько осовременивания классики, сколько другого к ней подхода.

«Боркман» – совместная постановка Венского фестиваля, Бургтеатра (к которому относится и Академитеатр) и театра Базеля, куда Саймон Стоун приглашен теперь штатным режиссером и где наряду с австрийской столицей показывают его Ибсена. Весной спектакль участвует в «Театральных встречах» в Берлине, собирающих ежегодно по 10 лучших немецкоязычных постановок последнего сезона. «Боркману» уже вручили три премии Нестроя для австрийских постановок: как лучшему спектаклю, за лучшую мужскую роль и лучшую роль второго плана – ее получил Роланд Кох.

Ближайшие показы в Вене – 17 апреля, в Берлине – 15 и 16 мая