На фестивале «Окно в Европу» Сергей Соловьев оказался в своей обувке

Фильм «Ке-ды» напоминает о многих картинах знаменитого режиссера
Как всегда у Сергея Соловьева, в его новом фильме смешаны лирика и подростковая дурь/ KINOPOISK.RU

Устройство программы фестиваля «Окно в Европу» таково, что фильмы игрового конкурса, которые оценивает профессиональное жюри, одновременно участвуют в расширенной программе «Выборгский счет». В нее наравне со свежими конкурсантами входят фильмы, чья «первая ночь» имела место на других отечественных фестивалях прошедшего года, причем прошла с успехом и ознаменовалась той или иной наградой.

Для выборжан, да и для гостей фестиваля, эти условно засвеченные и даже обласканные фильмы – такие же неизвестные объекты, как новинки сезона, не оприходованные «Кинотавром». И это понятно: в тот же Благовещенск на «Амурскую осень» мало кто из местных, как и из москвичей, ездил. А значит, награжденный там фильм Владимира Щеголькова «С пяти до семи» остался невидимкой, ведь и проката у него толком не было – по причинам, обсуждать которые в очередной раз нет смысла.

С пяти до семи – это время ежедневно в течение полугода проводят в одном и том же кафе с лирическим видом из окна главные герои фильма Щеголькова в поиске, разумеется, любви и счастья. Главных тут двое – он (Александр Ильин) и она (Дарья Мельникова), но есть и не главные. Первый среди них – контуженый офицер, сыгранный Дмитрием Муляром с таким внутренним накалом, что история этого человека вытесняет лирический сюжет главной парочки с передовых позиций. Позволял бы регламент фестиваля премировать актерские роли не из фильмов главного конкурса – и на сегодня у Муляра конкурентов не было бы, да и сам фильм Щеголькова, неброский и чуждый дешевых претензий, у многих тут числится среди фестивальных лидеров.

Лицо августа

Татьяна Самойлова из фильма «Летят журавли» была лицом прошлогоднего «Окна в Европу». В этом году с фестивального плаката глядит и блистает в фестивальном ролике Людмила Гурченко – а в городской библиотеке открыта выставка нарядов и аксессуаров, изготовленных актрисой собственными руками для себя и своих героинь.

«Блуждающие» Анны Симаковой, показанные в несоревновательном формате «Выборгская премьера», от претензий, напротив, не свободны. Снятые не без серьезного эстетического влияния режиссера Андрея Звягинцева времен «Изгнания», они рассказывают о драме молодой женщины – супруги врача и матери ангелоподобного ребенка (героиню играет Уршула Малка). Та прибывает в составе своей семьи с целью безмятежного отдыха в итальянское захолустье с выразительными метафизическими пейзажами и буржуазным комфортом в виде бассейна и старинного дома со ставнями и легкими занавесками, которые колышутся на ветру явно неспроста. Софии (так тоже явно не без умысла зовут героиню) после ночной грозы выпадает нелегкое испытание в виде роковой встречи с прибывшим в те же края архитектором (Владимир Селезнев). Выдержать это испытание непросто, поскольку архитектор харизматичен и напорист, а муж анемичен, превратил жену, мечтавшую танцевать, в кухарку, сам же все норовит сбежать в кабинет за письменный стол, чтобы дописать очередную главу своей монографии.

Анна Симакова по профессии экономист, с позапрошлого года учится режиссуре у Алексея Попогребского, основы ремесла из его рук явно получила, но ощущение, что тебе рассказывают историю, с которой ты был прежде ознакомлен в схожих вариантах раз сто, не покидает с первого кадра. А тут еще эти грозы за окном, духовно содержательные взмахи занавесок, нательные крестики навыпуск и задумчивое перелистывание альбомов с живописью эпохи Возрождения – и действительно, чем еще сложной натуре заниматься на заслуженном отдыхе, оттененном семейными проблемами?

«Я хочу туфли» – так, помнится, назывался дебютный фильм Анны Симаковой. «Ке-ды» – именно так пишется название нового фильма Сергея Соловьева по рассказу Андрея Геласимова, при полном зале и под аплодисменты показанного в секции «Мастера». Лирик и причудник, мастер насыщать свое кино воздухом, свободный, всегда молодой и гораздый на хулиганство режиссер Соловьев сделал будто на выдохе очень живой и странный фильм, исходными событиями которого стала необходимость приобрести модные кеды и сделать косметологическую процедуру по удалению заусенца между третьим и четвертым пальцами одной из ног (иначе обновка не налезает). «Ке-ды» увлекательны в отсутствие острых сюжетных событий и представляют собой весьма полную и наверняка сознательную антологию соловьевских пристрастий: излюбленных лиц, мотивов и методов.

В главном герое Саше благодаря особой «неправильной» органике и отстраненности 17-летнего дебютанта Николая Суслова легко узнается герой «Ста дней после детства»: Саша убежден, что он похож на Мика Джаггера, и он таки на него похож, но и на Митю Лопухина тоже. Случайная и существенная встреча Саши с девушкой (Аглая Шиловская) накануне ухода в армию – явный отблеск «Спасателя». Колоритные юродивые вроде военкома и коммунального соседа в майке-алкоголичке и семейных трусах – пришельцы из знаменитой чумовой трилогии. Оттуда же является и усаживается за рояль Татьяна Друбич: по сюжету – ни с того ни с сего, на одно мгновенье, по нахальной режиссерской воле, по смыслу – абсолютно законно. Поинтересуйся автор моим мнением, я бы, может, выразил легкое сомнение в связи со слишком основательным военным финалом и настойчивой параллелью с калатозовскими «Журавлями» и пробегом Татьяны Самойловой, опаздывающей проводить своего Бориса (цитата включена в фильм). Но прелесть режиссера Соловьева в том, что он, снимая свое кино, ничьим мнением всерьез не интересуется, полагаясь только на себя, и, наверное, правильно делает.