Статья опубликована в № 4696 от 15.11.2018 под заголовком: Совсем рядовой бизнес

Рядовыми сотрудниками овладел дух предпринимательства

Каковы их шансы заработать на своем деле
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Менеджер по продажам из Чебоксар Руслан Керимов решил стать предпринимателем от безденежья. В Чебоксарах он работал в МТС и получал 22 000 руб. в месяц, потом в надежде на лучшую жизнь переехал в Москву, устроился в фирму «Консультант плюс», но заработки его выросли всего до 50 000 руб. в месяц. В интернете ему попались печенья с предсказаниями, и он решил, что продажи такого необычного товара помогут ему хорошо заработать. В 2014 г. Керимов зарегистрировал ИП и стал искать поставщиков печенья. Компания из Нижнего Новгорода предлагала печенье «Корпорация удачи», Керимов не стал наводить справки о продукте и подумал, что в любом случае везти печенье из Нижнего Новгорода в Чебоксары, между которыми 200 км расстояния, будет дешевле, нежели из других городов. Но, получив заказ, Керимов прочитал на упаковке, что печенье произведено в Москве. Керимов написал на фабрику и договорился о прямых поставках по ценам в несколько раз ниже. Керимов признает, что совершал ошибки, многому пришлось учиться с нуля.

Недавний опрос сотрудников компаний с оборотом более 100 млн руб. в год, проведенный компанией «Альфастрахование», показал, что 63% сотрудников хотят иметь собственный бизнес. Из них 26% хотят непосредственно руководить собственным делом, а 30% готовы вложить сбережения в перспективный стартап как соучредители. 7% респондентов сообщили, что сейчас разрабатывают бизнес-план для собственного проекта.

Мало зарплаты

Желание заняться своим бизнесом – не от хорошей жизни: сотрудники мечтают о независимости и хотят быть сами себе начальниками (42%) или стремятся больше зарабатывать (23%). 19% хотят попробовать себя в новой сфере, а 9% устали от офисного графика. Чаще всего сотрудники хотят разрабатывать мобильные приложения, заниматься автоматизацией. Другие популярные идеи – открыть дизайн-студию, салон красоты, парикмахерскую или ателье. О производственной деятельности наемные сотрудники думают реже – нужен значительный стартовый капитал и много времени на раскрутку. Многие стартаперы из числа рядовых сотрудников продолжают днем работать на своей обычной работе, а по вечерам занимаются бизнесом, рассказывает венчурный инвестор Александр Румянцев.

Программист из Новосибирска Иван Чупахин работает на постоянной основе в небольшой IT-компании, а по вечерам вместе с женой Надеждой, которая находится в декрете, принимает заказы на носки с яркими рисунками, ведет переговоры с магазинами. Идея – Чупахиных, эскизы – знакомого дизайнера. Производит носки носочно-чулочная фабрика в Татарстане. В 2017 г. супругам удалось заработать на цветных носках 300 000 руб. Чупахин не собирается оставлять ради бизнеса основную работу, но рад дополнительному заработку. Опрос «Альфастрахования», проведенный в 2017 г., показал, что 23% рядовых сотрудников помимо своей основной занятости подрабатывают за гонорары. В опросе этого года только 8% респондентов ответили, что для поддержания семейного бюджета им достаточно подработки и о полноценном бизнес-проекте они не задумываются.

Не тягаться с топ-менеджерами

Однако, начиная бизнес, сотрудники попадают из огня в полымя. У стартапов, основанных простыми людьми, мало шансов на выживание, говорят венчурные инвесторы: недостаточно опыта и знаний, нет денег на раскрутку бизнеса или связей в госорганах.

Среди новых стартапов, появляющихся на рынке, подавляющее большинство создано именно менеджерами среднего звена, рядовыми сотрудниками и даже студентами, рассказывает Виталий Полехин, руководитель клуба инвесторов бизнес-школы «Сколково». Такие предприниматели, говорит он, не обладают достаточным управленческим и финансовым опытом, совершают множество ошибок и обычно разоряются через полгода после открытия компании. Значительно больше везет топ-менеджерам – их стартапы более устойчивы, потому что основатели имеют опыт управления бизнесом и хорошие финансовые возможности.

Опрос «Альфастрахования» показал, что только 3% опрошенных сотрудников имеют помимо постоянного места работы собственный бизнес, который уже окупился и приносит стабильный доход.

После неудач с бизнесом прежняя работа по найму представляется в другом свете. Алексей Лапшин, основатель столярной мастерской «Мастер Карло», выпускающей скворечники, еще в 2014 г. зарабатывал 2,5 млн руб. в год. К 2017 г. выручка упала до 1 млн руб. в год. Лапшин признается, что, если выручка будет и дальше сокращаться, ему придется вернуться на работу в офис. Многие предприниматели из числа рядовых сотрудников после разорения вновь возвращаются к работе по найму, подтверждает Полехин.

Взять упорством

Тем не менее часть сотрудников решительно увольняется с надоевшей работы, невзирая на все риски. Виктор Ходанов, сооснователь компании «Энерджи поинт» (производит капсулы для сна), работал раньше в милиции. Молодой человек вспоминает, что чувствовал себя винтиком в системе. Ему не нравилось, что ему не дают проявлять инициативу, а перспективы профессионального роста на службе казались неясными. Став предпринимателем, он на пять лет потерял в доходах, но не жалеет об этом. Главное преимущество предпринимательства перед работой по найму, по его мнению, в том, что у предпринимателя всегда есть перспективы роста. Найти пути развития можно, даже если денег в кассе совсем не осталось, говорит Ходанов.

У рядового сотрудника или среднего менеджера есть шанс стать успешным предпринимателем, если он готов рисковать и работать по 60–90 часов в неделю, считает Румянцев. У топ-менеджеров, замечает инвестор, есть деньги, чтобы развивать стартап, но им часто не хватает упорства и амбиций. У рядового сотрудника, наоборот, нет лишних денег, но, если он готов много работать, инвесторы оценят его усилия, говорит Румянцев.

Инкубатор идей

Рядовые сотрудники IT-компаний или IT-служб часто открывают компанию в той же сфере. Типичные профили – разработка приложений или внедрение информационных систем. Очень часто свежеиспеченные стартаперы заимствуют разработки прежнего работодателя, рассказывает Румянцев. По его словам, крупные работодатели пытаются бороться с утечкой кадров и идей, развивая предпринимательскую культуру. Они, например, проводят конкурсы на лучшие IT-проекты сотрудников, а потом выделяют ресурсы для выполнения этих проектов. Например, в сентябре сотовый оператор «Вымпелком» вместе с Фондом развития интернет-инициатив запустил корпоративный бизнес-инкубатор для сотрудников компании. Стартапу победителя, по данным компании, обещаны стартовые инвестиции в 1 млн руб. и возможность реализовать проект в компании. Речь идет о проектах в области высоких технологий. По результатам отборочных этапов «Вымпелком» получил 217 заявок от сотрудников и 36 проектов прошли в программу акселерации.

Замир Шухов, гендиректор и партнер венчурного фонда Global Venture Alliance, говорит, что проблема очень распространена и многие работодатели пытаются всеми силами удержать сотрудников, мечтающих о предпринимательстве. Они начинают развивать внутреннее предпринимательство в компании. По словам Шухова, за последний год растет число заказов от работодателей на организацию корпоративных мастер-классов по основам предпринимательства. Цель учебы – дать желающим пошаговую инструкцию создания инновационного стартапа в составе компании-работодателя.

Улучшить условия

Рядовые сотрудники все чаще думают о предпринимательстве не потому, что мечтают об инновациях, – просто за последние годы они устали от перегрузок и суетной жизни больших корпораций, полагает Андрей Сафанюк, директор по персоналу компании Obi. Он считает, что в этой ситуации компании должны не инкубаторы для проектов сотрудников устраивать, а думать, как улучшить условия труда и повысить лояльность сотрудников. Сафанюк рассказывает, что в Obi сейчас запущен пилотный проект по переводу части служащих отдела персонала на дистанционную работу, теперь один день в неделю они могут работать из дому. Из пилотного проекта исключены только бухгалтеры, рассчитывающие заработную плату, потому что доступ к системе бухгалтерского учета нельзя получить из дому. По мнению Сафанюка, подобные меры уменьшают напряжение и повышают лояльность сотрудников, удерживая их в компании.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more