Сталь в США дорожает


Стоимость стали в США начала расти впервые за последние семь лет. Дело в том, что металлурги пересматривают долгосрочные контракты с американскими автомобилестроительными компаниями. Рост цен может принести долгожданное облегчение металлургам, но превратится в очередную головную боль для автомобилестроителей.

Сталь для автокомпаний США по новым долгосрочным контрактам подорожала в среднем на 5 - 10%, что для металлургической отрасли означает гарантированно высокие цены на поставки своим крупнейшим потребителям в течение продолжительного времени. Для автомобилестроительных компаний, вынужденных бороться за прибыльность в условиях яростной ценовой конкуренции и замедления продаж, очередное повышение превратится в новую крупную проблему. В прошлом году мировое перепроизводство стальной продукции составило примерно 20%. Однако в США объем поставок высококачественной стали остается относительно небольшим, а американские автомобилестроители отдают предпочтение продукции ограниченного числа поставщиков, главным образом американских. Один из крупных производителей холоднокатаной стали с покрытием (основной материал при изготовлении автокузовов) - LTV - был ликвидирован в декабре 2001 г. Это позволило оставшимся производителям, в их числе U.S. Steel, AK Steel Holding и Ispat Inland, усилить давление на автомобилестроителей. И это несмотря на то, что автомобилестроители, в свою очередь, активно пытаются добиться ценовых уступок от своих поставщиков. Американское подразделение DaimlerChrysler - Chrysler - согласилось платить больше по новым долгосрочным контрактам, покрывающим примерно 30% объема его закупок. "Мы испытали растущее давление в отношении [установления] цены", - признался пресс-секретарь Chrysler Дэвид Барнас. По словам Барнаса, новые контракты заключены на срок от двух до пяти лет, что гарантирует предсказуемость поставок, правда, за счет более высоких цен.

В этом году должна быть пересмотрена стоимость контрактов на поставку 23 млн т стали для автоиндустрии (всего в 2002 г. для этих нужд произведено 77 млн т), утверждает аналитик World Steel Dynamics Питер Маркус. Согласно данным автомобилестроителей, большинство контрактов пересмотрены в сторону повышения. Стальные аналитики предсказывают повышение цен на автомобили в 2003 г., когда истечет действие старых контрактов. Цены на поставки стали американским автомобилестроительным компаниям, включая GM, Ford и DaimlerChrysler, являются для американских производителей стали весьма важным источником дохода, поскольку данный рынок является самым крупным и прибыльным. К примеру, крупнейшая сталелитейная компания США U.S. Steel в этом году впервые с 1999 г. рассчитывает получить прибыль. "По нашим оценкам, около 60% контрактов на поставку стали [компанией] U.S. Steel будут пересмотрены в 2003 г., что увеличит ее прибыль в расчете на акцию на $0,67", - полагает Вайан Атуэлл, стальной аналитик Morgan Stanley. (WSJ 12. 11. 2002)