СТРАНА ЧУДЕС: Два веселых гуся


Все-таки дружба - это не плавленый сырок. Дружба, как уверял Марк Твен, это такое святое, сладострастное, прочное и постоянное чувство, что его можно сохранить на всю жизнь, если, конечно, не пытаться просить денег взаймы.

Вот, например, про дружбу трех прибалтийских стран все понятно. Они давно сбились в кучку, заимели общего не то что врага, а неудобного раздражительного и раздражающего соседа, бывшего родственника, Россию; денег друг у друга не просят, во всевозможные союзы предпочитают вступать гуртом. Гуртом их и принимают, не особенно разбираясь, которые тут из них литовцы, которые латыши, а которые горячие эстонские парни. Не воруют друг у друга нефть, газ и даже горючие сланцы воровать брезгуют; не подкидывают друг другу аудио- и видеокомпроматы на дружественных политических деятелей, не устраивают дней украинского вареника - извините, литовского цеппелина - да и водку пьют как-то странно. Невозможно представить себе эстонца или другого прибалта, говорящего собутыльнику: "Плесни балтийцу".

И вот теперь Прибалтику - как обычно гуртом - принимают в НАТО. Конечно, славяне хором обиделись. У нас тоже дружба - не плавленый сырок. Россия демонстративно игнорирует саммит НАТО в Праге, Лукашенко тоже туда не поедет, да и Кучма до последнего времени не собирался. К минувшей субботе из России, Белоруссии и Украины уже практически было сложилось новое славянское братство, объединяемое новыми обидами.

Правда, обиды были у всех свои: Россия обижалась на принятие в НАТО стран Прибалтики, Лукашенко - на то, что его не пустили в Прагу и грозят вообще никуда не пускать, Кучма - на то, что его тоже в Прагу не приглашали из-за скандала с поставками Ираку радарных установок "Кольчуга". За все за это Лукашенко пригрозил Западу затопить его нелегальными эмигрантами и наркотиками, а Кучма срочно засобирался в Китай насчет поставок "Кольчуг" всем, всем, всем. По дороге Кучма завернул в Москву - разогнать тоску, а в Минск заторопился Геннадий Селезнев.

Все складывалось наилучшим образом - три обиженных славянских богатыря, три медведя в одной любимой берлоге, три тополя на Плющихе, трио бандуристов - плесните балтийцам. И вдруг - измена. Слаб человек. Особенно если этот человек - Леонид Данилович Кучма. После мучительной паузы, обвинений в торговле чем попало и с кем попало, после намеков, что никто в Праге не сядет рядом с украинской делегацией, его все-таки позвали к общему столу. В Киеве возликовали.

Сразу было все забыто - и то, как Кучма, не успев замять скандал с НАТО, демонстративно отвернулся от Запада, и обвинения в адрес оппозиции в потакании Североатлантическому альянсу, много чего было забыто, и многое - не просчитано. Про то, что будет с Украиной на саммите, четверть века назад пел Высоцкий: "Ну что ж, мне поделом и по делам, лишь первые пятерки получают. Не надо подходить к чужим столам и отзываться, если окликают".

Ну да бог бы с ней, с Украиной. Хуже другое - мы опять остались наедине с любимым белорусским батькой. Нас снова только двое. Один серый, другой белый - два веселых гуся. Конечно, у нас много общего, кроме исторических и прочих славянских корней. И обзываться мы умеем не хуже, вспомнить хотя бы известный эпизод с обещанием обрезания корреспонденту Le Monde. Все равно как-то тревожно, неуютно и обидно. Зато стало окончательно понятно - в НАТО у нас друзей нет. Сплошные враги, интриганы и прибалты.