Saab спасается от убытков


Шведское подразделение General Motors (GM) - Saab - вынуждено реструктурировать бизнес, чтобы минимизировать убытки. Компания планирует сократить персонал и отказаться от планов по масштабной экспансии на рынок дорогих машин.

Источники в скандинавской компании утверждают, что 2002 г. Saab закончит с убытками в несколько миллиардов долларов. Это ухудшит показатели всего европейского подразделения GM (помимо Saab в него также входит немецкая компания Opel), которое рассчитывало в этом году снизить убытки с $767 млн до $350 млн. Финансовые проблемы Saab вынудили менеджеров компании задуматься о реструктуризации бизнеса. План вывода предприятия из кризиса включает значительное сокращение рабочей силы и перестройку всех производственных и управленческих процессов от разработки и производства автомобилей до их продаж и дистрибьюции. Частью реформы также станет отказ Saab от амбициозных планов по наращиванию продаж и открытию многочисленных дилерских отделений в ряде крупных городов. При этом компания не намерена отказываться от разработки новых моделей. В этом году Saab столкнулась со значительным ростом конкуренции в США и Европе на фоне общего уменьшения спроса на автомобили. А переоценка шведской кроны по отношению к доллару привела к снижению эффективности экспорта скандинавской автомобилестроительной компании. Кроме того, вследствие значительной реорганизации одного из основных автосборочных предприятий Saab в Швеции возникли проблемы с отгрузкой нового седана Saab 9 - 3. Поскольку дилеры за лето распродали основную часть автомобилей старых моделей, задержки с отгрузкой привели к значительному падению продаж. В США продажи Saab 9 - 3 в октябре упали на 68%, в то время как в течение первых 10 месяцев года они превосходили прошлогодние показатели в среднем на 4,5%. В Европе продажи модели большего размера - Saab 9 - 5 - и автофургонов пострадали из-за неполадок, обнаруженных в устанавливаемых на них дизельных двигателях производства японской компании Isuzu Motors, также принадлежащей GM. Таким образом, Saab рассчитывает в этом году продать около 125 000 автомобилей, или на 15 000 штук меньше более ранних прогнозов. Трудности Saab отражают общее непростое положение производителей автомобилей премиум-класса, которым с большим трудом удается конкурировать с двумя главными гигантами данного сегмента - BMW и DaimlerChrysler. Так, убытки британского подразделения Ford Motor - Jaguar - в этом году составят около $500 млн. Другое подразделение Ford - производитель внедорожников премиум-класса Land Rover - также закончит год с убытками. (WSJ, 19. 11. 2002)