ОТ РЕДАКЦИИ: Силовые акции


Премьер-министр Михаил Касьянов решил развить отечественный фондовый рынок. Звучит привлекательно, но что может сделать для рынка государство? Сразу после вчерашнего заседания правительства председатель Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) Игорь Костиков заявил, что до конца года будет "сформирована единая позиция [чиновников] по облегчению налогового режима для участников фондового рынка".

"Ведомости" всегда выступали за стимулирование бизнеса путем снижения налогов, и это действительно та помощь, которую государство может и должно оказывать.

Ну а что еще? Безграничное море деятельности бюрократов, описанное ФКЦБ на нескольких десятках страниц концепции развития фондового рынка, которая вызвала столь же безграничный встречный поток писанины со стороны бюрократов из других министерств и ведомств.

Главная идея этой деятельности - насилие. Например, насильный перевод всех компаний на международные стандарты финансовой отчетности к 2004 г. или насильное объединение всех расчетов на нашем недоразвитом фондовом рынке в Центральном депозитарии, контролируемом государством.

Желание чиновников применить силу понятно: если фондовый рынок сам не растет, его надо вытянуть. Но это желание противоречит поставленной ими цели: "трансформировать сбережения населения в инвестиции". Вряд ли удастся сделать это насильно.

При этом ни Касьянов, ни Костиков не признались вчера, что главное препятствие для фондового рынка - это действия правительства. Государство сохраняет значительные пакеты в компаниях, являющихся перспективными "голубыми фишками", - например, практически во всех авиакомпаниях. Компании не любят акционера-государство и совершенно объяснимо переносят эту нелюбовь на остальных акционеров.

Но и государство в качестве акционера ведет себя по отношению к миноритариям совершенно беспардонно. Пример - "Газпром", один из лидеров фондового рынка. Правительство уже более двух лет не выполняет обещания президента либерализовать рынок акций "Газпрома". Буквально во вторник совет директоров концерна опять не смог одобрить либерализацию. Причина в том, что государство хочет сначала увеличить свою долю в "Газпроме" с 38% до 51%. Разве такое государство может быть заинтересовано в развитии фондового рынка, т. е. в повышении стоимости желанной сделки?