GM cэкономит на Saab


В ближайшее время General Motors предстоит осуществить болезненную процедуру сокращения кадров на заводах своего шведского подразделения Saab Automobile, убыток которого по итогам первого полугодия составил $131 млн. Оптимизация работы европейского подразделения GM явно назрела. По итогам прошлого года убытки GM в Европе достигли $700 млн. В результате реструктуризации, начавшейся около года назад с крупнейшего европейского подразделения GM - Adam Opel, убытки в Европе по итогам 2002 г. сократятся, как ожидается, до $400 млн.

Вслед за Adam Opel пришло время реформировать и Saab. Шведская компания доставляет головную боль GM со дня ее поглощения в 1990 г: из этих 12 лет прибыльными для Saab оказались лишь два. По итогам первого полугодия 2002 г. убыток компании составил $131 млн. Значительной проблемой Saab по-прежнему остается узость модельного ряда (компания выпускает всего две модели седанов, обе в сегменте "премиум") и более высокая стоимость машин по сравнению с продукцией основных конкурентов - BMW и DaimlerChrysler. За 11 месяцев текущего года Saab удалось реализовать всего 102 397 автомобилей, хотя в начале года планировалось продать 140 000 штук.

План вывода шведской компании из кризиса включает значительное сокращение рабочей силы и перестройку всех производственных и управленческих процессов. Компании придется отказаться и от амбициозных планов по расширению дилерской сети. В ноябре GM заявила о намерении уволить 1300 рабочих Saab, или 17% их общей численности, получив для этого одобрение профсоюза шведской компании. По условиям соглашения о реструктуризации между GM и Adam Opel, которые распространяются и на Saab, персонал шведской компании сократится за счет добровольных увольнений и досрочной отправки сотрудников на пенсию. По словам председателя комитета рабочих GM в Европе Клауса Франца, о принудительных увольнениях речь идти не может. Однако пресс-секретарь Saab Кристер Нилльсон уверен, что "принудительные увольнения скорее всего потребуются".

Тем не менее на возможность бескровного разрешения конфликта указывают итоги реструктуризации Opel. В планы GM изначально входило увольнение до 10 000 рабочих и закрытие по меньшей мере одного из восьми автозаводов немецкой компании. В итоге ни одно предприятие не закрыто, и все сотрудники сохранили свою работу. Профсоюзы и менеджмент Saab должны приступить к переговорам о деталях реструктуризации в январе. Если профсоюзы согласятся на сокращения, соответствующее соглашение может быть подписано уже к марту, а увольнения начнутся до конца осени 2003 г.

"Беда в том, что GM в течение нескольких лет пытается возродить Saab. Вплоть до этого времени им не удалось преуспеть в этом деле по-настоящему, - констатирует аналитик Sal. Oppenheim & Cie. во Франкфурте Майкл Рааб. - GM определенно необходимо добиться успеха этой реформы". (WSJ, 24. 12. 2002, Владимир Волков)