Призрак инфляции


В январе личные доходы россиян бурно росли. Но это не прибавило им уверенности в завтрашнем дне. Индекс потребительских настроений упал на волне инфляционных ожиданий, достигших максимальной отметки за последние семь лет.

Индекс потребительских настроений в январе 2003 г. вырос до 91,1 с 90,6 в ноябре, однако с устранением сезонности индекс снизился на 2,5%.

ИПН рассчитывается в России с 1996 г. Он позволяет прогнозировать краткосрочные изменения в сфере расходов и сбережений потребителей. ИПН рассчитывается на основе проводимых ВЦИОМ раз в два месяца опросов по всероссийской выборке. Значения индексов изменяются в диапазоне от 0 до 200. Если индекс больше 100, в обществе превалируют позитивные оценки, если меньше - негативные.

Оценки населением текущего благосостояния резко снизились - соответствующий индекс упал на 4,6% (с 87,2 до 83,2). Основная причина неудовлетворенности - сокращение занятости, влекущее за собой уменьшение семейных доходов. В наибольшей степени (на 5 - 6%) оценки личного материального положения ухудшились у людей среднего и старшего возрастов. Очевидно, что ситуация на рынке труда (самый яркий пример - массовая остановка производства на автомобильных заводах) прежде всего затрагивает лиц от 30 до 55 лет, составляющих большинство экономически активного населения.

Оптимизм в отношении ближайших перспектив экономического развития страны продолжает таять. С исключением сезонных факторов в январе значение соответствующего индекса снизилось на 2,8% (92,1 против 89,1 по фактическим данным). Надежды на рост производства сохраняет лишь каждый десятый респондент, тогда как в сентябре оптимистом был каждый седьмой. По сравнению с ноябрем доля граждан, считающих экономическую политику государства неэффективной, выросла в январе в 1,4 раза (12,2% против 8,9%). Масла в огонь подлили возросшие инфляционные ожидания: их индекс вырос до 186,5 пункта (против 183,3 в ноябре). Вызывает тревогу увеличение доли респондентов, ожидающих ускорения темпов роста цен в ближайшие 1 - 2 месяца: 26,4% опрошенных (против 20% в ноябре) указали, что цены будут расти быстрее, чем сейчас. На рынке непродовольственных товаров весной можно ожидать расширения потребительского спроса. На это указывает динамика индекса крупных покупок, значение которого вновь возросло на 2,8% (87,4 против 85 в ноябре). Склонность к крупным покупкам растет благодаря хорошему выбору товаров и расширению потребительского кредитования. На последний фактор в январе приходится 9,4% голосов респондентов, считающих момент благоприятным для совершения крупных покупок, тогда как в ноябре прошлого года их было 6%, а в ноябре 2001 г. - 4,5%. В первую очередь расширение спроса коснется рынка жилья и стройматериалов, а также бытовой техники.