Жертва реформы


Президент европейского подразделения Ford Мартин Лич неожиданно подал в отставку, проработав в своей должности всего год. Эксперты не исключают, что решение Лича вызвано неудачей программы реструктуризации Ford Europe. Несмотря на огромные доналоговые убытки подразделения в первом полугодии ($774 млн) , концерн Ford твердо намерен довести реформу до конца.

Об отставке Мартина Лича, занимавшего пост президента и главного операционного директора европейского Ford с августа 2002 г. , стало известно во вторник. По словам Лича, он сам принял решение уйти. Однако бросается в глаза то, что эта отставка последовала всего через месяц после публикации финансовых показателей Ford Europe за первое полугодие 2003 г. Они неутешительны: лишь за последний квартал доналоговые убытки Ford Europe выросли с $249 млн до $774 млн.

Подобный результат не может не разочаровывать руководство американского автоконцерна, который втянут в ценовую войну и несет потери на своем главном рынке - в США. Кроме того, столь весомые убытки свидетельствуют о том, что реструктуризация европейского подразделения Ford, начатая год назад под руководством Лича, пока не приносит желаемого результата.

По плану главных разработчиков реформы Ford Europe - президента Ford Ника Шили и вице-президента Дэвида Тарсфилда - реструктуризация европейского подразделения Ford должна послужить моделью для дальнейшего реформирования всего автоконцерна. Реформаторы пытаются повысить рентабельность европейского подразделения Ford за счет снижения себестоимости комплектующих и их предельной унификации. Но на практике унификация комплектующих лишила компанию гибкости при разработке новых моделей. Эксперты отмечают, что модернизация машин нового модельного ряда Ford Europe, запущенного два года назад, проходит очень медленно.

Кроме того, в линейке автомобилей Ford Europe широко представлены небольшие модели, производство которых отличается низкой нормой прибыли. В то же время продажи большого седана Ford Mondeo (недавнего бестселлера подразделения) разочаровывают. В ближайшее время в продажу должен поступить новый мини-вэн Ford C-Max, однако аналогичные модели конкурентов - Opel и Renault - продаются уже пять лет.

"[У Ford] трудности и с доходами, и с сокращением издержек. Они не могут позволить себе вкладывать больше средств в модернизацию автомобилей", - констатирует аналитик франкфуртской Global Insight Кристоф Штюрмер.

Несмотря на неудачи, руководство Ford намерено продолжать реформирование европейского подразделения. Ник Шили заявил, что финансовые результаты Ford Europe в начале года в первую очередь пострадали от непростого положения автомобильного рынка. Президент Ford выразил уверенность в том, что результаты второго полугодия будут "значительно лучше". "Для инвесторов было бы важно [увидеть успех европейской реформы Ford]", - уверен аналитик Deutsche Bank Род Лаше. (WSJ, FT, 12. 08. 2003, Владимир Волков)