Точечный бум


В первые месяцы 2004 г. потребительская активность россиян пойдет на убыль. Впрочем, индекс потребительских настроений показывает, что рынку автомобилей и бытовой техники стагнация не грозит. Продажи в этих секторах могут сохраниться на пиковом уровне благодаря бурному развитию потребительского кредитования.

В ноябре индекс потребительских настроений опустился по сравнению с сентябрем на 0,5 пункта до 95,4. С исключением сезонных факторов индекс фактически остался "на месте", что само по себе неплохо - ведь в сентябре уровень ИПН побил исторический рекорд двухлетней давности.

ИПН позволяет прогнозировать краткосрочные изменения в сфере расходов и сбережений потребителей. Он рассчитывается на основе опросов, проводимых раз в два месяца по всероссийской выборке. Значения индексов, являющихся компонентами ИПН, изменяются в диапазоне от 0 до 200. Если индекс больше 100, в обществе превалируют позитивные оценки, если меньше - негативные.

Несмотря на "смиренное затишье" общего индекса, отдельные его компоненты демонстрируют различную динамику. Оценки населением собственного текущего материального положения в ноябре продолжают улучшаться, хотя и более медленными темпами, чем в сентябре, - со снятой сезонностью на 2,3% (87 против 86,8). Главным фактором улучшения личного благосостояния остаются позитивные сдвиги в сфере занятости. Благоприятной остается и динамика денежных доходов населения, которые в октябре, по оценке Центра развития, увеличились на 1,5 - 2% с исключением сезонного фактора. В целом же в 2003 г. реальные располагаемые доходы населения продолжали расти относительно высокими темпами (прирост 9,3% , по оценке ЦР, против 9,9% в 2002 г. ).

Наибольшую степень финансовой удовлетворенности демонстрируют более обеспеченные слои населения (респонденты двух верхних децилей) - рост индекса в этой группе составил 4,6% (117,1 против 112 в сентябре). Граждане со средними доходами не показывают особого оптимизма. Видимо, октябрьская индексация оплаты труда в бюджетном секторе, где занята значительная доля этой группы лиц, была явно недостаточной, особенно в сравнении с динамикой роста в прошлом году. Реальный прирост среднего уровня зарплаты в бюджетной сфере с учетом последней индексации составил 8,8% против 16,4% в 2002 г. Средняя же пенсия выросла в этом году на 3,5% против 16,4% в 2002 г.

К ноябрю ослабли и опасения роста безработицы (соответствующий индекс опустился со 124,1 в сентябре до 119,1). Общая же численность безработных (по методологии МОТ) в октябре составила, по официальным данным, 101,4% по отношению к тому же периоду прошлого года (в сентябре - 103,6% ).

Хорошая ситуация с текущими доходами позволяет гражданам рассчитывать на продолжение роста личного благосостояния. Соответствующий индекс вырос со снятой сезонностью с 96,6 в сентябре до 99,1. Это - рекордный уровень "личных" ожиданий (предыдущий максимум, 98,9, был зафиксирован в мае 2002 г. ). Наибольшие надежды относительно собственного материального благополучия питают лица среднего возраста (30 - 55 лет) и со средними доходами (респонденты 3 - 8 децилей) , представляющие большую часть экономически активного населения. В этих группах рост индекса составил соответственно 4,5% и 7%. Определяющим фактором роста доходов будет, по всей видимости, рост зарплаты в негосударственном секторе экономики, особенно в отраслях, ориентированных на внутренний спрос. По оценке Центра развития, в 2003 г. прирост зарплаты в этих отраслях составил 12,9% , тогда как в бюджетном секторе - 8,8%.

На будущее национальной экономики население смотрит с гораздо меньшим оптимизмом. Индекс оценки перспектив экономического развития страны в ближайший год снизился с исключением сезонности на 4% (до 90,6 против 94,6 в сентябре). В целом за прошлый год он опустился на 2,5%.

Пик спроса на непродовольственные товары пришелся в прошлом году на октябрь. Со снятием сезонности продажи выросли в октябре на 4,2% по сравнению с предыдущим месяцем.

Индекс крупных покупок в ноябре снизился с 99,5 до 97,1 (со снятой сезонностью на 1,9% ). Данный индикатор позволяет прогнозировать, что нас ожидает некоторое затишье на рынке непродовольственных товаров в январе-феврале. Вместе с тем в ближайшие два месяца возможно расширение спроса на автомобили, цветные телевизоры и холодильники благодаря активному развитию потребительского кредитования.