С надеждой на лучшее


В начале года российские потребители испытали небывалый прилив оптимизма. Надежды людей связаны с ростом промышленного производства, позитивными изменениями в сфере занятости и замедлением инфляции.

В январе индекс потребительских настроений (ИПН) вырос по сравнению с ноябрем на 5,5 пункта до 100,9. С исключением сезонных факторов индекс поднялся на 2,9% и не только превысил точку максимума, зафиксированную в сентябре 2003 г. , но и - впервые за 11-летнюю историю измерений - пороговую отметку в 100 пунктов.

ИПН позволяет прогнозировать краткосрочные изменения в сфере расходов и сбережений потребителей. Он рассчитывается на основе опросов, проводимых раз в два месяца по всероссийской выборке. Значения индексов, являющихся компонентами ИПН, изменяются в диапазоне от 0 до 200. Если индекс больше 100, в обществе превалируют позитивные оценки, если меньше - негативные.

На рекордном уровне находятся и различные составляющие ИПН. Оценки населением личного материального положения в январе снова улучшились, а соответствующий индекс вырос со снятой сезонностью на 1,9% до 91,3 пункта. Декабрьский рост доходов (по оценке Центра развития - на 2,4% со снятой сезонностью) должен был нивелироваться в течение длинных январских каникул, и главным фактором улучшения личного благосостояния выступают позитивные сдвиги в сфере занятости. Доля положительных ответов относительно занятости в январе уже значимо превысила долю отрицательных (33,1% против 26,7% , тогда как в ноябре этот перевес был слабее - 32,2% против 29% ).

Наибольшую степень финансовой удовлетворенности демонстрируют те, кто в ноябре (в отличие от остальных) был настроен не слишком радужно, - люди среднего возраста с низкими и средними доходами. Рост индекса в средневозрастной группе (30 - 55 лет) , составляющей большую часть экономически активного населения, составил 9,7% (91,7 против 83,6 в ноябре) , а среди респондентов нижних двух децилей - 18,4% (в эту группу зачастую попадают не только пенсионеры, но и часть бюджетников).

Начиная все больше ценить настоящее, россияне с небывалым оптимизмом смотрят в будущее. Индекс потребительских ожиданий подскочил в январе на 4,6% , достигнув 105,3 пункта. Локомотивом резкого движения вперед стали оценки ближайших и долгосрочных перспектив российской экономики. Соответствующие индексы с исключением сезонности возросли на 11,9% (105,6 против 90,6 по фактическим данным) и на 3% (108,4 против 103).

Важно отметить, что и ожидания в отношении личного благосостояния преодолели наконец пороговую отметку в 100 пунктов, достигнув 101,9. Оптимистичнее всех смотрят в будущее лица старшего возраста и с наименьшими доходами (респонденты 1 - 2 децилей).

Осенний бум на рынке непродовольственных товаров начал остывать к концу года. Но в некоторых сегментах потребительская активность была небывало высокой и в зимние месяцы. Главный удар пришелся на рынки бытовой, аудио-, видеотехники и автомобилей. По опросным данным, 22% респондентов в январе против 16% в ноябре сообщили, что у них были в прошедшие два месяца расходы, связанные с покупкой видеомагнитофона, микроволновой печи, автоматической стиральной машины, а 29% против 22% "потратились" на приобретение цветного телевизора, холодильника или автомобиля.

Вероятнее всего, нас ожидает некоторое затишье на рынке непродовольственных товаров в начале года. Данные последнего опроса дают основания предполагать, что оно продлится до конца марта. Индекс крупных покупок в январе со снятой сезонностью снизился на 0,9% , составив по фактическим данным 97,4 против 97,1 двумя месяцами ранее.