Оптимизма поубавилось


В мае индекс потребительских настроений (ИПН) вырос с 96,9 до 98,4. Однако с исключением сезонных факторов, которые в майские праздники работают “на повышение”, индекс снизился на 1,8%. Ухудшение коснулось исключительно потребительских ожиданий – соответствующий индекс снизился на 2,8%. Впрочем, даже после весеннего падения в мае 2004 г. ИПН находился на уровне, на 8,7% превышающем показатель мая прошлого года.

В мае индекс личного благосостояния (со снятием сезонных факторов) остался на уровне марта. Тем не менее субъективные оценки людей относительно занятости несколько улучшились. Доля позитивных ответов относительно занятости (“кто-то из членов семьи вышел на работу, стал больше зарабатывать”) практически сравнялась с долей негативных (29,1% против 29,2%), тогда как в марте преобладал “негатив” (30,1% против 26,3%). При этом опасения граждан по поводу увеличения численности безработных в ближайший год несколько усилились – соответствующий индекс возрос со 118,1 до 121,9.

Снижение общего индекса (ИПН) в мае вызвано в первую очередь ухудшением потребительских ожиданий. Более всего, на 4,2% со снятой сезонностью, снизились оценки населением ближайших экономических перспектив. Это первое серьезное ухудшение общеэкономических ожиданий за последние полтора года. И довольно странно видеть усиление экономического пессимизма населения в тот момент, когда по всем внешним показателям российская экономика находится в прекрасной форме. Убавилось у россиян оптимизма и в отношении долгосрочных (на пять лет) перспектив отечественной экономики – со снятой сезонностью на 1,6%.

Инфляционные ожидания, уверенно снижавшиеся с начала года, в мае выросли со 177,7 до 178,1. Вместе с тем увеличилась доля респондентов, полагающих, что цены в ближайшие один-два месяца останутся на нынешнем уровне (6% против 4,7% в марте) или же будут расти теми же темпами, что и сейчас (57,9% против 55,9%). Это означает, что в июне – июле инфляция сохранится, по всей видимости, на уровне мая (0,7% против 1% в апреле).

По данным Госкомстата, динамика продаж непродовольственных товаров немного замедлилась: рост этого показателя к предыдущему месяцу (с устраненной сезонностью) составил в апреле 0,7% (против 4,2% в марте и 3,3% в феврале). По данным нашего последнего опроса, индекс крупных покупок вновь пошел вверх, хотя с исключением сезонности его прирост равен всего 0,1%. Это говорит о том, что расходы населения на приобретение непродовольственных товаров продолжат, по всей видимости, расти, но без всяких бумов и всплесков.