Россия – США: Новый проект США


“Доктрина Буша” не только живет и здравствует, но и развивается. В своей речи по случаю повторного вступления в должность президент США обозначил новые акценты. Напомним: если сразу после 11 сентября 2001 г. речь шла о борьбе с международным терроризмом, в 2002 г. в фокусе оказались авторитарные режимы, тянущиеся к обладанию оружием массового уничтожения (“ось зла”), а в 2003 г. Вашингтон заговорил об “осушении болот”, где плодятся террористы, т. е. о необходимости демократизации консервативных режимов в странах Ближнего и Среднего Востока, то 20 января этого года Джордж Буш провозгласил доктрину расширения пространства свободы вплоть до полного искоренения тирании во всем мире. Безопасность США, сказал он, не будет обеспечена до тех пор, пока в мире существуют репрессивные режимы.

Несмотря на утечки информации в прессу, многочасовой публичный допрос в сенате соискательницы должности госсекретаря Кондолизы Райс и интервью самого президента, столь амбициозной заявки от Белого дома не ожидал, похоже, никто. Американские наблюдатели заговорили о конце эры “реальполитик”, о возрождении вильсонизма и о духе Рейгана, вселившемся в Буша. На следующий день после президентской речи последовали авторитетные разъяснения – в том числе из уст Джорджа Буша-старшего – что выступление президента имело целью подвести идеологическую основу под уже реализуемую политику Вашингтона и что никаких резких разворотов в отношениях с авторитарными и полуавторитарными режимами – партнерами США по антитеррористической коалиции (в их числе назывались Россия, Китай, Саудовская Аравия, Пакистан и Египет) не предусматривается. Тем не менее из всего сказанного можно сделать важные выводы.

Первое. Столкнувшись с серьезными трудностями и вызовами на Ближнем и Среднем Востоке (Ирак, Афганистан, Иран), США не только не собираются уходить в скорлупу неоизоляционизма, но, напротив, выступают с наиболее амбициозным глобальным проектом в мировой истории после большевистской идеи мировой пролетарской революции. То, что этот проект утопичен в своей основе, не означает, что он не станет идеологическим ориентиром для элит, определяющих американскую внешнюю политику.

Второе. США не только фактически возлагают на себя функцию администратора всей системы международных отношений, но и заново определяют характер этой системы. Мир оказывается разделенным на “сертифицированные” демократии во главе с США и несвободные страны, между которыми располагается довольно широкая серая зона – от неконсолидировавшихся демократий до квазидиктатур. Именно Белый дом будет определять степень тираничности тех или иных режимов. Кондолиза Райс озвучила список государств, к которым у США есть претензии. Это Иран, Северная Корея, Куба, Мьянма, Белоруссия, Зимбабве, Сирия. При этом основанием для действий со стороны США будут не только попытки тех или иных режимов обзавестись ядерным оружием или оказывать помощь террористам, но сам характер политических режимов в различных странах.

Третье. В обозримой перспективе в фокусе практической политики США будет оставаться Ближний и Средний Восток. Новая инкарнация “доктрины Буша” по-новому освящает цели американской политики в Ираке и Афганистане. Она может стать обоснованием для решения сложной двойной задачи – достижения мира между Израилем и вновь создаваемым демократическим палестинским государством и силового пресечения ядерной программы Ирана, о чем упомянул в день инаугурации вице-президент Дик Чейни. Несмотря на все опровержения, “доктрина свободы” посылает новый сигнал таким союзникам США, как Египет, Пакистан, Саудовская Аравия, подстегивая их к более энергичным шагам по расширению политической базы правящих режимов.

Четвертое. Отношения США с Китаем и Россией вряд ли резко изменятся после речи Буша. Что касается Китая, то Вашингтон, очевидно, рассматривает дефицит свободы и отсутствие демократии в КНР как фактор уязвимости Пекина, который уверенно выдвигается на позиции основного (наряду с Индией) конкурента США на международной арене. Об этом красноречиво свидетельствует опубликованный в середине месяца доклад-прогноз Национального совета по разведке США, в котором, кстати, роль России в 15-летней перспективе видится в качестве сырьевого придатка Европы, Китая и Японии. Пока же реакция на речь президента продемонстрировала, что не только истеблишмент, но и широкое общественное мнение в США воспринимает сегодняшнюю Россию как страну с авторитарным режимом. С точки зрения практической политики в современных условиях это серьезное поражение в правах.

Речь Буша вряд ли понравилась российской политической элите. Но одни воспримут это выступление как очередное проявление американского мессианства, другие сочтут сказанное президентом пустой риторикой. Напрасно. Реставрация авторитарной власти в России не только лишает страну импульсов к экономическому, социальному и политическому развитию, но и делает ее уязвимой в международном плане. Никакие державнические заклинания уже не способны вернуть России уважение и статус в мировом сообществе. Напротив, они лишь мостят дорогу к тому, чтобы неутешительный для нашей страны прогноз американских аналитиков сбылся.

Здоровой части российской элиты – не только политической, но и деловой – пора наконец задуматься о национальных интересах страны. Пора задаться вопросом: почему Россия все быстрее отстает в развитии от соседей, с которыми еще недавно находилась в одной социально-экономической нише? Почему очередная попытка модернизации страны закончилась скатыванием к традиционализму и застою? И, наконец, спросить себя: а есть ли у России элита, заслуживающая этого титула.