Перебежчик или союзник?


“Когда один из моих подчиненных заявил, что хочет получить MBA, я подумал: “Он хочет уйти”. Ведь я и сам в свое время поступил так же”, – говорит руководитель одного из департаментов Росбанка, просивший не упоминать его имени. Четыре года назад он понял, что устал от банковской деятельности, и хотел перейти в другой бизнес, не растеряв накопленных достижений. В 30 лет сложно начинать жизнь с нуля, рассказывает он, поэтому большинство студентов российских программ MBA хотят подготовить площадку для нового старта.

Пропуск на новую работу

По данным опроса 300 выпускников российских бизнес-школ, проведенного компанией Begin Group, 34,4% после получения диплома собираются сменить место работы. Стоит отметить, что среди студентов много владельцев бизнеса, которые не могут оставить свою компанию на несколько лет, чтобы поучиться на Западе, замечает руководитель отдела по работе с образовательными организациями Begin Group Анна Рубальская. “Среди менеджеров среднего звена, обучающихся в России, хотят остаться работать на прежнем месте не больше 20%”, – говорит она.

Это подтверждают руководители бизнес-школ. По словам Владимира Мау, ректора Академии народного хозяйства при правительстве РФ (где существует несколько программ MBA), треть студентов поступают на программы бизнес-образования в АНХ именно для того, чтобы вырваться за рамки своей компании, в которой они не могут удовлетворить свои амбиции.

Но их ожидания не всегда оправдываются. “Я и несколько моих коллег получали российский MBA, чтобы в период обучения завести полезные знакомства и в новом качестве предложить себя рынку, – рассказывает IT-директор одной из международных инвестиционных групп. – Мы хотели перейти в большой бизнес или получить должность в одной из компаний, в которую инвестирует группа”. Но предложения, которые поступали, по его словам, после получения степени, новоиспеченного обладателя MBA не устроили ни по масштабу деятельности, ни по финансовым условиям. “И я и мои сокурсники остались работать на прежних местах”, – говорит он.

Удержать рублем

По данным опроса Begin Group, только 35–40% работодателей готовы частично или полностью оплачивать MBA своим сотрудникам. По оценке директора программ MBA института “МИРБИС” Николая Попкова, только в 20% случаев обучение слушателя оплачивается полностью из бюджета компании, в которой он работает, а около трети студентов их бизнес-школы и вовсе получают MBA без ведома, а порой и против желания своих руководителей.

Чтобы удержать сотрудника после получения степени MBA, многие компании предлагают им полностью или частично оплатить обучение. В таком случае с ними заключается договор, в котором оговаривается срок (как правило, два-три года), в течение которого сотрудник должен оставаться в этой компании после получения диплома.

Негативное отношение руководителей к MBA объясняется в том числе и высокими амбициями выпускников бизнес-школ. “Когда сотрудник заявляет, что хочет учиться в бизнес-школе, я сразу предупреждаю его, что степень MBA не означает автоматически повышения по службе или прибавку к зарплате”, – рассказывает директор по персоналу компании “Новое содружество” (управляющей несколькими заводами Ростова-на-Дону, Ростовской и Волгоградской областей) Денис Радионов. По словам Радионова, такого предупреждения иногда бывает достаточно, чтобы человек отказался от идеи получить MBA.

Договор на МВА

Люди, получающие МВА, стремятся сделать успешную карьеру в бизнесе. Если они могут сделать карьерный скачок, оставаясь в своей компании, то, как правило, не меняют работодателя. Хотя диплом МВА принято рассматривать как долгосрочную инвестицию, козырной картой его можно считать только в течение двух-трех лет после получения, считает исполнительный директор MBA Consult Виктория Пралич.

Именно за это время человек либо делает резкий скачок в карьере, либо нет. “Получив диплом МВА, важно грамотно им воспользоваться в этот промежуток времени – сделать карьеру и обеспечить возврат инвестиций в обучение”, – говорит Анна Рубальская. Если после получения диплома компания не предложит выпускнику новые возможности для карьерного роста, то скорее всего даже контракт не сможет удержать обладателя MBA на неперспективной работе. “Подобные договоры между сотрудником и работодателем на самом деле предусмотрены Трудовым кодексом РФ, – говорит Анна-Стефания Чепик, старший юрист компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”. – Но это не значит, что работник не сможет уволиться до истечения срока договора”. Просто при увольнении он будет обязан компенсировать работодателю расходы на обучение с учетом того, сколько времени он проработал в компании после получения диплома.

Крупные компании считают, что удерживать сотрудников при помощи финансового соглашения неэффективно. “Северсталь-групп” ежегодно отправляет за рубеж для обучения по программам MBA около 20 сотрудников корпорации. Столько же работников учатся в корпоративном университете по программе “Будущие лидеры группы “Северсталь” (Talent Pool), в рамках которой читают лекции преподаватели европейских бизнес-школ. Подготовка 40 человек обходится компании приблизительно в $200 000 в год.

Тем не менее, по словам Ирины Ивлиевой, эксперта из центра по управлению персоналом корпоративного университета “Северсталь-групп”, большинство предприятий группы не подписывают подобные договоры. “Специалист с более высокой квалификацией, чем требуется на его позиции, на своем рабочем месте скучает, и его показатели производительности будут не выше средних, – говорит она. – Компании гораздо выгодней принять на эту позицию нового человека, заинтересованного в высоких результатах, а более опытного работника перевести на другое место работы, пока он не ушел сам”.

Более того, предложение подписать договор сотрудник вполне может расценить как посягательство на его свободу. И потому специалисты полагают, что гораздо более эффективный способ удержать в компании сотрудника с MBA – это предоставить ему новые полномочия и большую самостоятельность. “Возможность карьерного роста – один из важнейших факторов в пользу дальнейшей работы в компании”, – говорит Анна Рубальская. Впрочем, оговаривается эксперт, встречаются организации, где таких возможностей просто нет, и тогда человек скорее всего будет вынужден покинуть родное учреждение.