Verizon покупает MCI


Verizon – ведущий американский оператор местной телефонной связи, в случае покупки MCI может стать очень крупным игроком на рынке корпоративных телекоммуникационных услуг: помимо 14 млн физических лиц в абонентской базе MCI числится еще и порядка миллиона корпоративных клиентов.

После того как корпорация Sprint договорилась о покупке Nextel Communications за $35 млрд, а SBC Communications – о приобретении AT&T за $16 млрд, рынок пристально следил за судьбой MCI, последнего крупного оператора в США, не охваченного этим процессом консолидации.

На покупку MCI претендовала Qwest Communications, аналитики полагают, что она и сейчас еще может вмешаться в сделку Verizon. Qwest сделала более выгодное предложение, чем Verizon, – ее цена составляет $7,3 млрд, или $23 за акцию. Тем не менее некоторые руководители MCI отдают предпочтение сделке с Verizon, указывая, что у этого претендента более прочное финансовое положение.

Каждый раз, когда совет директоров компании из двух вариантов сделки выбирает менее финансово выгодный, для этого должны быть очень веские основания, а если разница между двумя вариантами существенна, у принимающих решение могут возникнуть серьезные конфликты с акционерами или даже правоохранительными органами.

Поглощение MCI означает конец независимого американского рынка дальней связи. В свое время именно MCI нарушила монополию корпорации AT&T в телекоммуникационной отрасли, построив в стране собственную сеть передающих станций. Расцвет MCI пришелся на 1998 г., когда она была поглощена компанией WorldCom, а ее рыночная стоимость превышала $180 млрд. Заинтересованность в покупке этого оператора уже тогда высказывали Verizon, SBC и BellSouth. В 2002 г. WorldCom оказалась в центре крупнейшего в истории США корпоративного скандала и объявила о банкротстве.

Сегодня стоимость MCI упала до $6,6 млрд, и наблюдатели отмечали, что при таких масштабах компания не сможет долго оставаться независимой. Что касается Verizon, то ей сделка с MCI поможет укрепить позиции на корпоративном рынке, став здесь вторым игроком после AT&T, и при этом сэкономить на расходах, связанных с органическим ростом. Многие корпоративные клиенты MCI, включая правительственные организации и крупные компании, располагаются в зоне покрытия сетей Verizon, что также немаловажно.

Предварительные переговоры между Verizon и MCI начались прошлой осенью, когда бывшая WorldCom завершила процедуру банкротства по статье 11. Между тем еще полтора года назад отношения между двумя компаниями были враждебными: руководство Verizon публично называло MCI “преступной корпорацией”.

Сейчас доходы Verizon составляют $70 млрд в год, около 40% этой суммы приходится на операции с беспроводной связью. Серьезнейшую угрозу бизнесу корпорации составляют операторы кабельных сетей. Чтобы сохранить конкурентоспособность, Verizon в прошлом году инвестировала $1 млрд в создание собственной оптоволоконной сети. Готовясь к стратегическим сделкам, Verizon активно сокращала свои долги и продавала некоторые активы, включая сеть на Гавайях. На конец 2004 г. долг Verizon составлял $39,3 млрд. (WSJ, 14.02.2005, Александр Силонов)