Мятежники ушли в Киргизию


По официальным данным, в Андижане погибли 170 человек, в их числе захваченные мятежниками в заложники областной прокурор и начальник налоговой инспекции, а также 37 сотрудников правоохранительных органов, объявил вчера Алматов.

Однако оппозиция считает, что убитых намного больше: зампред запрещенной партии “Бирлик” Исмаил Дадажанов вчера на пресс-конференции в Киеве заявил, что в Андижане погибли “от 800 до 1500 человек”.

Всего, по словам Алматова, мятежниками были захвачены более 50 заложников, прикрываясь которыми вечером 14 мая они смогли уйти из блокированного узбекскими войсками здания обладминистрации и скрыться. По словам министра, силовикам был дан приказ не препятствовать их отходу, чтобы избежать гибели заложников. Сейчас узбекские правоохранительные органы ведут поиск участников мятежа. По словам Алматова, уже схвачен 81 активный участник мятежа, а также трое из 23 освобожденных из тюрьмы “акрамистов”. Министр также назвал имя одного из организаторов мятежа – некоего Кабула Парпиева, который ранее “работал в сельскохозяйственном секторе области”. Задержать Парпиева властям пока не удалось.

“Если министр сам заявляет, что зачинщики мятежа смогли уйти, то он, конечно, расписывается в слабости”, – говорит Сергей Михеев из Центра политических технологий. С другой стороны, продолжает Михеев, здесь может иметь место политическая игра – власти, возможно, просто не хотят признавать, что многие мятежники уничтожены. Вырвавшиеся из Андижана мятежники, вероятнее всего, скрылись в Киргизии, предполагает Дмитрий Александров из Российского института стратегических исследований (РИСИ), однако и там они могут рано или поздно быть изловлены узбекскими спецслужбами. “Зачастую [офицеры узбекских спецслужб] даже передвигаются по киргизской территории на машинах с узбекскими номерами, проводят задержания нужных им людей и увозят к себе”, – рассказывает эксперт. Их киргизские коллеги, по словам Александрова, вынуждены смотреть на такую практику сквозь пальцы, поскольку слабо контролируют ситуацию в приграничных с Узбекистаном районах. В то же время, признает Александров, после переворота в Киргизии в марте и андижанских событий “вероятность новых мятежей в узбекской части Ферганской долины повышается – если, например, через месяц вспыхнет Наманган [крупный город в регионе], то новое выступление Каримову подавить будет труднее”.