Выбор попутчика


В стоимость любого пассажирского билета на поезд дальнего следования включен обязательный страховой взнос – 2 руб. 30 коп. Лимит ответственности страховщика по такому полису составляет 10 000 руб. Если пассажир не возражает, вместе с билетом в кассе ему также выпишут полис добровольного страхования от несчастного случая на железной дороге компании “ЖАСО”, при этом премия страховщика на порядок выше – 30 руб., а страховая сумма равна 300 000 руб.

В 2005 г. “Российские железные дороги” перевезли на поездах дальнего следования 137 млн человек, рассказала “Ведомостям” пресс-секретарь РЖД Наталья Акафьева. А компания “ЖАСО”, по данным Росстрахнадзора, в прошлом году собрала по обязательному страхованию пассажиров 250 млн руб. В ЖАСО и РЖД данные о премии по добровольному страхованию пассажиров получить не удалось, в ФССН такой статистики пока нет. Гендиректор страховой компании “Стандарт-Резерв” Виктор Юн оценивает объем этого рынка в $100 млн, с ним на условиях анонимности согласились еще несколько собеседников “Ведомостей”.

Рынок обязательного и добровольного страхования пассажиров является вотчиной одного игрока – в автоматизированную систему продажи билетов “Экспресс” включены полисы только компании “ЖАСО”. ФАС обратила внимание на это и в прошлом году попросила “Российские железные дороги” оценить состояние конкуренции на этом рынке, рассказал “Ведомостям” замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. В результате была создана рабочая группа из представителей ФАС и РЖД, которая готовит предложения по созданию конкуренции в страховании пассажиров.

Рабочая группа решила, что РЖД должна выбирать страховщиков на конкурсной основе, продолжает Кашеваров. При этом, говорит он, число победителей федеральных тендеров должно быть не менее 10, а региональных – не менее четырех. В РЖД воздержались от комментариев на эту тему.

В ЖАСО доводы ФАС не разделяют. “Когда мы 10 лет назад создавали свои конкурентные преимущества и разрабатывали каналы продаж, кто мешал другим компаниям делать то же самое?” – удивляется Николай Дружинин, первый замдиректора объединенной дирекции страхования ЖАСО. До тех пор пока ЖАСО принадлежала МПС, прорываться в кассы было бессмысленно, а предложения, направляемые в последнее время, попросту остаются без ответа, признались сразу несколько страховщиков.

Если компании придут в билетные кассы и станут продавать свои полисы, используя опыт ЖАСО и ее каналы продаж, компания лишится конкурентного преимущества, а рынка просто не станет, предупреждает Дружинин. Но почти все крупные страховщики, опрошенные “Ведомостями”, уверены в обратном: от конкуренции между компаниями клиенты только выиграют. “Сообща заниматься этим непростым видом страхования легче, ведь пул серьезных страховщиков надежнее одной ЖАСО”, – говорит гендиректор “Ингосстраха” Александр Григорьев. Гендиректор “Росно” Леонид Меламед считает, что его компании было бы интересно страховать пассажиров, поскольку это прибыльный бизнес. Из каждых 10 руб. собранной премии на выплаты уходит не более трех, подсчитал Виктор Юн из “Стандарт-Резерва”.

Хорошо, что РЖД пытается развивать конкуренцию, радуется замгендиректора Страхового дома “ВСК” Андрей Богданов: “Мы с удовольствием приняли бы участие в тендерах РЖД”.