ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ


На статью “Стабфонд: Заначка, копилка, ресурс” (№ 45 от 16.03.2006, стр. А4)

Стабилизатор власти

Стабфонд, с одной стороны, – финансовый резерв, который при краткосрочном (до трех лет, как то было в 1998–2000 гг.) падении цен на нефть позволит бюджетной системе страны пережить его практически без последствий [...]. С другой стороны – в силу описанного выше – стабфонд представляет собой институт, который гарантирует существующую власть от социальных проблем на период 2007–2008 гг. [...]

Потому он всегда должен быть под рукой в виде лежащей на счетах Казначейства национальной валюты, а не вложен в иностранные или российские активы. Российские в случае падения цен на нефть пострадают особенно сильно и обесценятся, а иностранные приносят слишком мало прибыли – если сравнивать их с перспективой обесценения. [...]

То есть недополученной прибылью от размещения стабфонда в иностранных активах страна платит за желание команды Путина сохраниться у власти и после 2008 г.

А если считать, что при должной налоговой и экономической политике аккумулированные в стабфонде средства могли бы быть инвестициями в национальную экономику, то платой за сохранение у власти команды Путина является [...] фактический отказ России от модернизации своей экономики, каковой, в общем-то, и нашел свое выражение в концепции “энергетической сверхдержавы”.

Максим Авербух, замначальника отдела ценных бумаг, Москва

Чем стабфонд хуже банка?

Когда банк держит часть активов, сравнимую с собственным капиталом, в ФОР, никого отчего-то не заботит, что такие огромные средства не идут на строительство дорог и прочей инфраструктуры. Простое снижение норматива ФОР за счет денежного мультипликатора способно увеличить предложение денег и уменьшить их цену в стране буквально в разы. Но все понимают, что ценой этого будет устойчивость всей банковской системы. Необходимость наличия ликвидного стабфонда для госбюджета отчего-то слишком многим представляется недопустимым скопидомством, а Кудрин проходит по разряду Плюшкина.

Сергей Салтыков, директор по управлению активами, Москва