Суд в прямом доступе


Государственная автоматизированная система Российской Федерации “Правосудие” прошла госприемку и готова к эксплуатации. Об этом сообщили в судебном департаменте при Верховном суде. Информационная система, создание которой обошлось в 1,5 млрд руб., объединит около 3000 судов общей юрисдикции. Ввести ее в действие планируется с 1 января 2007 г.

Но это не означает, что с 1 января россияне получат полный доступ к судебным решениям. Закон защищает неприкосновенность частной жизни и личную тайну, объясняет председатель Совета судей Юрий Сидоренко. Поэтому вопрос о том, какие документы можно размещать в открытом доступе, нуждается в дополнительном законодательном регулировании.

Законопроект, регламентирующий доступ общественности к судебной информации, Верховный суд внес в Госдуму еще в апреле. Пока он лежит без движения, на прошлой неделе председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев просил депутатов ускорить работу над инициативой ВС. По его признанию, сами суды не всегда готовы сделать свою работу достоянием гласности: закон нужен, чтобы это стало обязательным. В правительстве, которое дало отрицательное заключение на законопроект, также сомневаются в “целесообразности доступа широкого круга лиц” – даже к документам, которые оглашались в суде публично.

Решения всех высших судов и большинства арбитражных давно уже находятся в открытом доступе. Соглашения с компаниями, формирующими информационно-правовые базы, позволили им выйти в Интернет еще несколько лет назад, говорит директор компании “Гарант” по внешним связям Евгений Шаманов. Но публикация решений судов первой инстанции – уже проблема. “Это огромный объем информации, не слишком востребованной”, – объясняет Шаманов. Рост недоверия к суду, обвинения в коррумпированности волнуют судейское сообщество, отмечает депутат Госдумы Сергей Попов, оно заинтересовано в прозрачности своих решений. Однако Дума сегодня – несамостоятельный орган, говорит Попов, а проблемы с законодательным обеспечением транспарентности означают, что в ней не заинтересована исполнительная власть, ведь рост авторитета судов приведет к уменьшению административного ресурса.