Тиражный Лотрек

Посещение выставки «Парижских удовольствий» – как поход в гости к знакомым: все персонажи показанной графики Тулуз-Лотрека хорошо известны, но это только добавляет радости встречи

Французскую выставку графики Анри Тулуз-Лотрека Третьяковка анонсировала как одно из главных событий этого сезона, предваряющее культурную программу грядущего года Франции в России.

С одной стороны, кто бы спорил: художник великий и его тиражная графика – афиши, журнальные и книжные иллюстрации, меню – вошла в историю искусств как пример «массовки», ставшей настоящей художественной ценностью. Но великолепные афиши Лотрека настолько известны и засмотрены, так широко растиражированы в многочисленных изданиях, что, признаться, хочется, чтобы «Парижские удовольствия» были рядовым событием сезона нашего национального музея.

80 литографий великого постимпрессиониста и одного из самых популярных сегодня художников-классиков из фонда парижского Национального института истории искусств, прекрасный карандашный автопортрет (на обороте знаменитой лотрековской афиши – это двойная ценность) из собрания швейцарца Леонарда Джаннадды и один картон из Пушкинского музея – достаточный материал для музейной выставки, но не для важного события.

Чтобы усилить значительность происходящего и развлечь зрителя, Третьяковка театрализовала экспозицию двумя приемами. Удачным – распечатала фотографии самого художника и его моделей (Ла Гулю, Ивет Гильбер, Жанна Авриль). И сомнительным – декорировала стены пурпурной тканью и кое-где украсила их ламбрекенами, т. е. намеками воссоздала атмосферу старого доброго парижского борделя позапрошлого века, где, собственно, и обитали многие героини картин и рисунков Лотрека и где он сам, случалось, жил месяцами.

Конечно, эту специфическую бордельную атмосферу современный зритель знает в основном как раз именно по графике Лотрека, в том числе по показанным на выставке листам из серии Elles, вполне, на сегодняшний развращенный всеми видами легальной порнушки взгляд, невинным. Но мы в музее рассматриваем блистательно нарисованные Лотреком сценки из жизни проституток как произведения искусства, так что вполне могли бы удовлетвориться нейтральным, ни на что не намекающим фоном.

Большинство показанных на «Парижских удовольствиях» листов хорошо знакомы тем, кто ходит в музеи, смотрит книги по искусству и совершал туристическое восхождение на Монмартр. Классическая афиша кабаре «Японский диван», аппетитная толстуха Ла Гулю, усталая пожилая клоунесса Ша-Ю-Као, сидящая на диване раздвинув ноги, певичка Иветт Гильбер с носом-уточкой и длинными, как гусиная шея, руками в черных перчатках, куколка Жанна Авриль, танцовщицы, лихо выбрасывающие в канкане ножки из-под кружевных подолов, жадные до удовольствий неприятные господа в пенсне и котелках, жокеи, актрисы, женщины легкого поведения и тяжелой судьбы – всех этих завсегдатаев кафешантанов, «Мулен Руж» и «Мулен де ла Галетт» обессмертил Лотрек в своих эксцентричных, виртуозных, восхитительно легких и злых рисунках и литографиях.

Посмотреть на них еще раз в музейных залах – действительно удовольствие. Тем более что, хотя Лотрек и повлиял на развитие плаката ХХ в., в наше время это влияние испарилось. Нет больше блистательных рисовальщиков, теперь один только фотошоп – главный художник всех афиш и журналов.