Усманов. Найдется все?

Главному инвестору российского интернета мало Livejournal.com, Odnoklassniki.ru, Mail.ru, Vkontakte.ru. Жемчужиной его коллекции может стать «Яндекс». Как стало известно «Ведомостям», Усманов хочет купить долю в крупнейшей поисковой системе рунета
Кто найдет «Яндекс» – биржа или Усманов?/ С.Портер

О том, что Усманов ведет переговоры с совладельцем и основателем «Яндекса» Аркадием Воложем о покупке доли в компании, «Ведомостям» рассказал источник, близкий к одному из партнеров Усманова. Идут ли переговоры с другими владельцами «Яндекса», он не знает, но уверяет, что Усманов заинтересован в получении контрольного пакета.

Стоимость «Яндекса» с учетом его сильных рыночных позиций – $5 млрд, считают Делицын и старший аналитик Альфа-банка Иван Шувалов. То есть контрольный пакет должен стоить не менее $3 млрд (с учетом премии за контроль), а 15% – минимум $750 млн, подсчитал Делицын.

«Яндекс»

интернет-КОМПАНИЯ. Основана в 2000 г. Владеет порталом Yandex.ru с ежедневной аудиторией около 6 млн человек (данные TNS Gallup). Выручка – $167 млн (2007 г., US GAAP). Чистая прибыль – $29,9 (2006 г.). Акционеры: 30% – основатели, около 20% – менеджеры, более 30% у фондов Internet Search Investments Ltd и Baring Vostok Capital Partners, 15% у Tiger Global Management, 5% зарезервировано под опционную программу.

Источник в окружении Усманова говорит, что тот интересуется покупкой 15–20% акций «Яндекса» и сделал соответствующее предложение акционерам. Ответ он рассчитывает получить в августе.

Источник, близкий к одному из акционеров «Яндекса», знает, что Усманова интересует контрольный пакет акций компании.

Представитель Усманова отказался от комментариев.

Волож и представители других акционеров «Яндекса» уверяют, что переговоры о продаже доли в «Яндексе» не ведут. Все они (кроме Воложа) отмечают, что число поступающих им предложений о продаже компании растет.

О переговорах Усманова с акционерами «Яндекса» знает и источник в зарубежной интернет-компании.

В таком случае это вторая попытка Усманова: он уже предлагал сделку «Яндексу», но получил отказ, рассказывал недавно «Ведомостям» источник в одном из инвестфондов. Так же развивались события и с Rambler, рассказывает близкий к компании источник: Усманов сделал предложение и получил отказ. Как и в случае с «Яндексом», собеседник «Ведомостей» ждет, что Усманов повторит предложение.

Представители Rambler и его основного акционера – «Проф-медиа» от комментариев отказались.

Этим летом Усманов заинтересовался интернет-активами и за пару месяцев стал одним из крупнейших инвесторов в рунете (см. врез).

Усманов хочет купить пакет более 10%, говорит знакомый с ним банкир: по его словам, пока речь идет о 5% казначейских акций «Яндекса» и еще столько же – в ходе IPO, а сделка может состояться в сентябре.

IPO «Яндекса» ожидается осенью, организаторы – Morgan Stanley, Deutsche Bank и «Ренессанс капитал». Компания может продать акции на $1,5–2 млрд (предварительная оценка всей компании – $5 млрд), рассказывал ранее Reuters источник, близкий к размещению.

Весной стало известно, что IPO планирует другая крупная интернет-компания – Mail.ru. Оно было отложено после того, как DST увеличила свой пакет в Mail.ru до контрольного.

IPO «Яндекса» состоится, уверяют источники, близкие к акционерам компании, но его детали не комментируют. Источник, близкий к одному из организаторов IPO «Яндекса», знает о предложении Усманова, но сделки, по его словам, нет, а речи о переносе или отмене размещения не идет.

«При оценке «Яндекса» мы исходим из прошедшей в 2007 г. сделке по покупке 2,6% Mail.ru южно-африканской Naspers за $26 млн (вся компания была оценена в $1 млрд)», – говорит аналитик «Финама» Леонид Делицын. По его словам, эта сделка прошла по показателю P/S 2007, равному 18, за компанию заплатили 28 EBITDA. По сути, это нижняя граница стоимости «Яндекса», которую можно оценить в $2,5–3 млрд. Если смотреть по аналогам из Китая (а это верхняя граница), то стоимость компании будет колебаться в интервале $5,5–7 млрд, говорит Делицын, приводя в пример Baidu, капитализация которой в 33 раза больше выручки.

«Яндекс» и Baidu – два локальных поисковика, не уступившие на местных рынках Google. Доля «Яндекса» в российском трафике, по данным Liveinternet, – 52,2%, у Google – 24,5%.