Озабоченные британцы

Сегодня в Москве начинается девятый фестиваль «Новое британское кино». В программе классик Майк Ли, радикал Майкл Уинтерботтом и еще восемь режиссеров

Плановый фестиваль «Новое британское кино», как обычно организованный Британским советом при поддержке фонда Ельцина, представляет 10 самых заметных фильмов, выпущенных в Великобритании в этом и прошлом году. Три из них («Беззаботная», «Нереальный север», «Когда ты в последний раз видел своего отца?») в ближайшее время появятся в московском прокате. Так что поспешить, очевидно, стоит на оставшиеся семь, в числе которых три полнометражных дебюта, свежий фильм от Майкла Уинтерботтома, а также любопытнейший документальный портрет города Ливерпуля («Время и город» от выдающегося режиссера Теренса Дэвиса, не раз номинировавшегося на «Золотую пальмовую ветвь» и последние несколько лет ничего не снимавшего).

Любопытно, что особого жанрового разнообразия и пестроты в нынешней программе не наблюдается. Ни боевиков, ни ужастиков, ни масштабных костюмных исторических драм в ней нет. И почти все фильмы, пожалуй за исключением двух (странного любовного триллера «Нереальный север» и приключенческой комедии «Камень судьбы»), посвящены заботам и переживаниям современных британцев, которые вертятся вокруг семейных и личных отношений.

Без новой работы британского классика Майка Ли фестиваль обойтись, разумеется, не мог. Хоть фильм «Беззаботная» и выходит в прокат, он все равно будет одним из хитов программы. Мастер суровых социальных драм на этот раз не выглядит таким мрачным, как обычно. До голливудского оптимизма «Беззаботной», конечно, далеко. Но для Ли это революционно жизнеутверждающее кино. Оно рассказывает о неунывающей жительнице Лондона, учительнице младших классов, которую, кажется, никакие житейские невзгоды не заставят унывать. Актриса Салли Хоукинс получила за эту роль «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале.

Второе громкое имя программы – Майкл Уинтерботтом, наверное, это самый разносторонний и непредсказуемый британский режиссер. Он представляет новую картину «Генуя», которая неизвестно когда доберется до нашего проката и доберется ли вообще. Ее главный герой – недавно овдовевший британец, живущий в США. Он едет в Геную с двумя дочерями, чтобы попытаться начать жизнь заново. Очевидно, что сам город для Уинтерботтома и был главным героем фильма. Кроме того, в семейную драму про призраки прошлого режиссер неожиданно замешал почти детективную мистику. Печального вдовца проникновенно изображает Колин Ферт.

Он же появляется и еще в одном фильме программы, сюжет которого связан со смертью близкого человека. В драме «Когда ты в последний раз видел своего отца?», снятой по автобиографическому роману Блэйка Моррисона, Ферт весьма убедителен в роли сына, наблюдающего медленное умирание своего отца и вспоминающего, как много этот человек значил для него в детстве и юности.

Еще одна смерть и непростые семейные отношения стали основой еще одного потенциального хита программы. Драма «Хэллэм Фоу», поставленная режиссером Дэвидом Маккензи по роману Питера Джинкса, участвовала в программе прошлогоднего Берлинале, где заслужила «Серебряного медведя» за музыку и приз независимого жюри. Маккензи, прославившийся провокационным «Молодым Адамом» с Юэном Макгрегором в главной роли, рассказывает на этот раз историю шотландского паренька из глубинки, решившего, что его мать не покончила с собой, а ее утопила новая супруга отца. Он начинает следить за мачехой, за отцом, за всеми подряд. Наконец, он попадает в Эдинбург, где Маккензи устраивает своему герою, склонному к подглядыванию, серию сомнительных приключений. Маккензи изучает, как реальность преломляется в глазах вуайериста. А поскольку каждый зритель в зале немного вуайерист, считайте, что эксперимент ставят на вас.