Матти Алахухта: «Урбанизация дает огромные возможности», - Матти Алахухта, президент и генеральный директор Kone

Матти Алахухта как будто специально притворяется стереотипным финским парнем. Он серьезен, сдержан, прямолинеен и задумчив. Благодаря ему производитель лифтов Kone стал одной из немногих компаний, растущих в кризис
Bloomberg

В июне Европейская ассоциация бизнес-прессы назвала Алахухту «менеджером года». От просьбы прокомментировать это он шутливо отмахивается: «Скромность – неотъемлемая черта моего характера». Он вообще с большей охотой говорит о бизнесе, нежели о себе.

Скандинавские страны стали кузницей кадров для председателей английских компаний. Прежний босс Алахухты, Йорма Оллила, возглавляет совет директоров Royal Dutch Shell, Карл-Хенрик Сванберг из Ericsson в январе встанет у руля ВР. Другой выходец из Ericsson, Михаэль Трешоу, возглавляет подразделение потребительских товаров Unilever.

Бывшие коллеги из Nokia считают, что Алахухта создан для В2В-бизнеса. Вряд ли ему было особенно комфортно работать в В2С-бизнесе Nokia, замечают они. «Вот почему он так и не возглавил Nokia, хотя у него был шанс в 2006 г.», – говорит бывший сослуживец Алахухты. Другой бывший коллега добавляет: «В Kone он серьезен до холодности и педантичен. Он изменил компанию к лучшему».

При Алахухте Kone занялась активной международной экспансией, усилив позиции в Китае и США. Судя по финансовым результатам, эта стратегия сработала. Kone оказалась одной из немногих европейских компаний, в первой половине этого года сумевших увеличить продажи и прибыль на 6%, т. е. до 2,2 млрд и 237 млн евро соответственно.

Докторскую он посвятил стратегиям глобального роста высокотехнологичных компаний. Уже два десятилетия он претворяет теорию в жизнь.

Kone была одной из первых финских компаний, отважившихся на международную экспансию еще в 1960-х гг. «Финляндия – небольшая страна. Нетрудно понять, почему нам пришлось завоевывать зарубежные рынки», – говорит Алахухта. Но к моменту его прихода в компанию в 2005 г. позиции Kone в Азии и Северной Америке оставались весьма слабыми. Этот семейный бизнес находился в тени таких гигантов, как Schindler и ThyssenKrupp, хотя чувствовал себя довольно неплохо. «Однако необходимо было еще много чего сделать», – вспоминает Алахухта. Он до сих пор твердит: «Есть еще много вещей, которые нужно улучшить». Хотя и признает, что конкурентоспособность Kone выросла.

Алахухта видит свой шанс в урбанизации. В следующие 20 лет число городских жителей должно увеличиться с 3 млрд до 5 млрд. «Урбанизация открывает огромные возможности. И одновременно является вызовом миру», – говорит он.

Вызовов хватает и на его долю. Kone – децентрализованная компания, у нее около 1000 офисов по всему миру и 34 000 сотрудников. Когда Алахухта возглавил компанию, бизнес-процессы в ней не были стандартизированы, а местные руководители по влиятельности походили на средневековых баронов. «Они верили, что мне нелегко будет их перебороть», – вспоминает Алахухта. Но он не стал бороться с главами региональных подразделений, а постарался увлечь их своими целями. Так, Алахухта убедил их в необходимости перейти на единые глобальные бизнес-процессы и бизнес-культуру в компании. «Региональные менеджеры стали самыми ярыми сторонниками перемен», – усмехается он.

Корпоративная культура и бизнес-процессы, с точки зрения Алахухты, настолько важны, что после их внедрения структура компании перестает играть существенную роль: «Слишком часто компании, стремясь что-то изменить, перекраивают свою структуру» вместо того, чтобы копнуть глубже и создать единую бизнес-культуру.

Неудивительно: сотрудникам офисов компании в других странах непросто примириться с финской культурой, где иерархия не так уж много значит, а любой рабочий может слоняться по офису босса. «Но это – клей, который соединяет Kone воедино», – говорит Алахухта.

Он сделал каждого члена совета директоров ответственным за конкретную сферу бизнеса. А чтобы закрепить чувство ответственности, на каждом совете публично обсуждалось состояние дел в каждой сфере. Не менее важным Алахухта считает свои регулярные обращения к работникам по электронной почте и назначение из числа обычных сотрудников кураторов, помогающих внедрять задуманные им изменения.

«Я всегда стараюсь выражаться как можно более ясно и прямо. А также дать людям почувствовать, что их работа будет оценена», – говорит Алахухта.

Варяги для Британии