Фильм "Ходорковский": как закалялась нефть

В четверг в ограниченный прокат выходит чуть было не запрещенный документальный фильм немецкого режиссера Кирила Туши «Ходорковский»
outnow.ch

Главное в «Ходорковском», во-первых, название, а во-вторых – трудная судьба. Зимой перед премьерой на Берлинском кинофестивале неизвестные взломали офис Кирила Туши и похитили материалы финальной версии фильма. А сейчас российские прокатчики столкнулись с тем, что кинотеатры, уже поставившие картину в репертуарную сетку, дают задний ход. В сущности, совершенно неважно, что за фильм снял Кирил Туши. Достаточно имени главного героя.

Ничего нового о нем «Ходорковский» не сообщает. Фильм открывается панорамой заснеженных мест заключения, за кадром включается скорбная музыка. Затем немецкий режиссер рассказывает, как заинтересовался историей ЮКОСа, и пытается взять интервью у людей, имеющих к этой истории отношение. Чиновники, которые могли бы сообщить неизвестные подробности, естественно, отказываются от встречи. Остальные (бывшие бизнес-партнеры, люди, знавшие Ходорковского по комсомольской работе и т. д.) повторяют то, что можно узнать из периодической печати. Собственного отношения к делу ЮКОСа Туши разумно старается не показывать. Однозначных выводов избегает. Документальные кадры перебивает анимационными вставками, в которых нарисованный Ходорковский плавает то в золоте, то в нефти. У Туши честная позиция, но он слабый режиссер: «Ходорковский» выглядит как растянутый и рыхлый телевизионный репортаж с редкими яркими эпизодами. Русские собеседники Туши наверняка производят большое впечатление на западную публику. Один карикатурно истерит. Другой во время интервью кормит бегемота. А когда Туши разговаривает в кафе «Маяк» с Андреем Васильевым, из-под кресла экс-главреда «Коммерсанта» вдруг выглядывает актер Михаил Ефремов и начинает строить в камеру такие рожи, что можно на несколько секунд забыть, как называется фильм.

Единственное короткое интервью у Ходорковского Туши берет в зале суда после оглашения приговора по второму процессу ЮКОСа – и логично ставит этот эпизод в финал: точка получается слишком очевидной, но эффектной. Герой фильма не поддается банальной расшифровке в стиле «журналистского расследования», и Туши, по крайней мере, честно в этом расписался.