Рада вышла из-под контроля

В избранном по смешанной системе парламенте Украины в весеннюю сессию принято менее 10% внесенных правительством законопроектов

Сложный состав. В октябре 2012 г.

Рада была избрана по новой, смешанной системе. Президентская Партия регионов потеряла 17 мандатов (их стало 207), но в блоке с коммунистами сохранила большинство (239). Представительство оппозиции расширилось, теперь у нее 187 мандатов. Еще 34 депутата – внефракционные, их голосование зависит от политической конъюнктуры.

В пятницу закрылась весенняя сессия Верховной рады. Президент Виктор Янукович перед депутатами так и не выступил, хотя ранее председатель Рады Владимир Рыбак допускал возможность его прихода при условии, что оппозиционные депутаты соблюдут политическую культуру. Когда в начале июня вместо выступления с ежегодным посланием президент прислал письменный отчет, три оппозиционные фракции – «Батькивщина», «Удар» и «Свобода» – в знак протеста трибуну заблокировали. В последние дни работы трибуна также была блокирована ими из-за лишения мандатов двух внефракционных депутатов.

Всего за сессию из-за блокирования работы не состоялось 13 пленарных заседаний. Правительство подало в парламент 220 законопроектов, но рассмотрено было лишь 94 и только 20 принято, это менее 10%, а 125 правительственных законопроектов Рада не рассмотрела вообще, подвел итоги работы парламента премьер Николай Азаров. Такой коэффициент полезного действия, по его мнению, неприемлем в текущих мировых экономических и политических условиях.

Рада работает в обновленном составе (см. врез) с декабря. Одной из первых трудностей для президентской Партии регионов и ее союзников-коммунистов стало утверждение нового кабинета министров: назначение Сергея Арбузова первым вице-премьером пришлось ставить на голосование три раза из-за нехватки голосов самих регионалов. После этого представители Партии регионов заговорили о необходимости повышения партийной дисциплины.

Весной из-за отказа большинства назначить дату выборов киевского мэра парламент был блокирован почти месяц. Большинству пришлось провести одно заседание в другом здании. Весной же оппозиция добилась уточнения регламента, запретившего голосование за других депутатов персональными кнопками для голосования.

До предпоследнего дня сессии оппозиции удавалось блокировать законы о трансфертном ценообразовании и векселях. Однако регионалы, обеспечив партийную дисциплину, законы в четверг приняли.

О нынешнем парламенте уже нельзя сказать «тишайший», как о его предшественнике, который больше походил на регистрационную палату, замечает украинский политолог Вадим Карасев, однако навязать собственную повестку оппозиция пока не может.

Украинский опыт не носит универсального характера, говорит экс-депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин: у Партии регионов никогда не было формального большинства, она всегда входила в коалиции и успешно решала и решает свои задачи. В России, где следующие выборы будут проходить по смешанной системе, ситуация другая, но для обеспечения представительской функции парламента именно смешанная или целиком мажоритарная система – наилучший вариант, уверен Затулин.