Объединение таблеток

На рынке дистрибуции лекарств готовится крупная сделка: американский дистрибутор McKesson может купить своего немецкого конкурента Celesio за $5 млрд

Несостоявшийся покупатель. В 2007 г.

Celesio заявила о намерении купить долю в российской группе «Протек», в составе которой - одноименный фармдистрибутор, аптечная сеть «Ригла» и производитель лекарств «Фармфирма «Сотекс». Стороны подписали соглашение о намерениях, но уже в декабре того же года немецкая компания заявила о приостановке переговоров, посчитав, что в России есть риск национализации фармдистрибуции.

Американский фармацевтический дистрибутор McKesson находится на финальной стадии переговоров с Celesio, пишет The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источник, знакомый с ходом переговоров. Компания намерена приобрести своего немецкого конкурента, который входит в тройку крупнейших европейских дистрибуторов лекарств, за 3,74 млрд евро ($5,08 млрд). Рыночная капитализация Celesio на закрытии Франкфуртской биржи в среду составила 3,49 млрд евро. Для McKesson соглашение повысит покупательную способность в переговорах с глобальными производителями лекарств.

Сейчас контрольный пакет Celesio принадлежит холдингу Franz Haniel & Cie GmbH. McKesson может сделать предложение о выкупе всех акций компании, это может произойти уже в этом месяце, указывает источник WSJ. Оно может предполагать премию до 30%, около 22 евро за акцию, рассказали изданию два источника, близкие к сделке. McKesson также может принять на себя задолженность Celesio, после чего ее стоимость с учетом капитала и долга составит примерно 5,38 млрд евро, подсчитали аналитики Market Securities.

Но сделка может и не состояться, сказал WSJ один из источников: стороны могут не договориться о точной цене и способах финансирования сделки. Изданию не удалось получить комментарии McKesson, в Celesio и Franz Haniel от комментариев отказались.

Глобальный рынок лекарств составляет, по данным WSJ, примерно $1 трлн. На развитых рынках, таких как США или Западная Европа, потребители давно имеют доступ к медицинскому страхованию и рецептурным препаратам. Но на этих рынках многие препараты теряют патентную защиту и им на смену приходят более дешевые дженерики. В то же время сейчас заметен бурный рост на развивающихся рынках, особенно в Китае, Бразилии, Индии и России. Если в 2006 г., по оценке IMS Health Inc., на развитые страны приходилось 73% от общемировых расходов на лекарства, то к 2016 г. их доля упадет до 57%.

Celesio работает в 16 странах, прежде всего в Европе, но также закрепилась на бразильском рынке. McKesson помимо Америки присутствует всего на трех европейских рынках и в Канаде, при этом доход компании в прошлом году превысил $123 млрд. Доходы Celesio скромнее: в прошлом году они составили 22,3 млрд евро. EBITDA компании - 580 млн евро. Оптово-дистрибуторский бизнес приносит Сelesio 84% продаж, остальное приходится на сеть аптек.

Celesio испытывает давление на немецком основном рынке из-за строгих норм и ценовой войны, которая ограничивает рост, пишет WSJ. Сотрудничество с американской компанией не потребность, но может «дать возможности», сказала в интервью немецкой газете Borsen-Zeitung гендиректор Celesio Марион Хелмис. Celesio обязана взвесить все стратегические варианты для дальнейшего развития, добавила она.