Сам себе кассир

Петербургская сеть супермаркетов премиум-класса «Лэнд» устанавливает кассы самообслуживания. Новации пока скорее для имиджа, нежели для сокращения издержек

«Лэнд» намерен оборудовать магазины кассами самообслуживания NCR SelfServ Checkout полного цикла, рассказал гендиректор сети Илья Штром. Первые четыре до конца года установят в супермаркете на пр-те Народного Ополчения, 6, в других магазинах - в 2014 г.

По словам Штрома, инвестиции в покупку и установку «технологичной» кассы - 1,3 млн руб. (втрое дороже обычной), окупятся они примерно за год, говорит Штром.

Новые кассы позволят увеличить пропускную способность магазина на 2-4%, снизить издержки на персонал и сократить время оплаты на 30-50%, покупательский поток вырастет на 5%, говорит заместитель гендиректора сети «Лэнд» Олеся Железогло. По ее словам, соотношение обычных и новых касс будет определяться количеством покупателей в конкретном магазине.

Железогло объясняет принцип работы кассы самообслуживания: клиент самостоятельно сканирует штрих-код товара и вносит деньги любым удобным для него способом - картой (в том числе Pay Pass) или наличными. На три-четыре технологичные кассы поставят специального консультанта, говорит она, а в магазинах, где их будет две, за процессом будут следить обычные кассиры.

Три-четыре человека для покупателей уже очередь, клиенты не хотят тратить время и не заходят в магазин, а некоторые не хотят общаться с работниками магазина, рассказывает Железогло. Раньше, продолжает она, в потребительских предпочтениях на первом месте стоял ассортимент, теперь - сервис.

В сети «Магнолия» (Москва) стоят аналогичные технологичные кассы, они пользуются спросом и помогают снизить нагрузку на обычные кассы в часы пик, говорит гендиректор сети Дмитрий Митрохин. По его словам, сначала люди относились к этим кассам с опаской (боялись потерять деньги), но постепенно доля выручки с них растет. Производительность новой кассы ниже традиционной, но она всегда на месте, «не отлучается на обед», шутит Митрохин.

В четырех гипермаркетах сети «Наша радуга» (входит в Auchan Group) в Калуге, Пензе, Ярославле и Костроме сканируют товар кассиры, а покупатели могут заплатить самостоятельно в терминалах, говорит менеджер по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Евгения Каленова. В Москве, по ее словам, подобный формат только тестируется - в «Ашан-Сокольники».

В сетях X5 Retail Group касс самообслуживания нет, но компания изучает возможность такого эксперимента, говорит руководитель пресс-службы Х5 Retail Group Владимир Русанов.

Ритейлер «О'кей» изучал вопрос по установке технологичных касс, но пока посчитал идею нецелесообразной, говорит пресс-секретарь сети Артем Глущенко.

Подобные проекты с технологичными кассами пока удел магазинов премиум-класса, где уровень доверия к потребителям высок, считает гендиректор Infoline Иван Федяков. По его словам, это скорее имиджевые проекты, реальной экономии не получится: все равно нужны консультанты, дополнительные охранники. Железогло подтверждает: да, их проект пока имиджевый.

Первый магазин «Лэнд» открылся в 1998 г., сейчас работает девять супермаркетов в Петербурге, в планах компании увеличить сеть до 15-18 магазинов. Средний чек в «Лэнде» от 500 до 1500 руб., SKU - от 12 000 до 22 000 наименований. Выручка на 1 кв. м в 2012 г. составила 420 000 руб.