Сам себе кассир

Петербургская сеть супермаркетов премиум-класса «Лэнд» устанавливает кассы самообслуживания. Новации пока скорее для имиджа, нежели для сокращения издержек

ООО «ТК «Лэнд»

продуктовый ритейлер. Владельцы (данные «СПАРК-Интерфакса», декабрь 2012 г.) - «Сесилианоко лимитед» (Кипр). товарооборот (без учета НДС, 2012 г.) - 2,5 млрд руб. (здесь и далее данные компании), EBITDA по отношению к выручке - 7-8%.

«Лэнд» намерен оборудовать магазины кассами самообслуживания NCR SelfServ Checkout полного цикла, рассказал гендиректор сети Илья Штром. Первые четыре до конца года установят в супермаркете на пр-те Народного Ополчения, 6, в других магазинах (см. врез) - в 2014 г.

По словам Штрома, инвестиции в покупку и установку «технологичной» кассы - 1,3 млн руб. (втрое дороже обычной), окупятся они примерно за год, говорит Штром.

Новые кассы позволят увеличить пропускную способность магазина на 2-4%, снизить издержки на персонал и сократить время оплаты на 30-50%, покупательский поток вырастет на 5%, говорит заместитель гендиректора сети «Лэнд» Олеся Железогло. По ее словам, соотношение обычных и новых касс будет определяться количеством покупателей в конкретном магазине.

Железогло объясняет принцип работы кассы самообслуживания: клиент самостоятельно сканирует штрих-код товара и вносит деньги любым удобным для него способом - картой (в том числе Pay Pass) или наличными. На три-четыре технологичные кассы поставят специального консультанта, говорит она, а в магазинах, где их будет две, за процессом будут следить обычные кассиры.

Три-четыре человека для покупателей уже очередь, клиенты не хотят тратить время и не заходят в магазин, а некоторые не хотят общаться с работниками магазина, рассказывает Железогло. Раньше, продолжает она, в потребительских предпочтениях на первом месте стоял ассортимент, теперь - сервис.

В сети «Магнолия» (Москва) стоят аналогичные технологичные кассы, они пользуются спросом и помогают снизить нагрузку на обычные кассы в часы пик, говорит гендиректор сети Дмитрий Митрохин. По его словам, сначала люди относились к этим кассам с опаской (боялись потерять деньги), но постепенно доля выручки с них растет. Производительность новой кассы ниже традиционной, но она всегда на месте, «не отлучается на обед», шутит Митрохин.

В четырех гипермаркетах сети «Наша радуга» (входит в Auchan Group) в Калуге, Пензе, Ярославле и Костроме сканируют товар кассиры, а покупатели могут заплатить самостоятельно в терминалах, говорит менеджер по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Евгения Каленова. В Москве, по ее словам, подобный формат только тестируется - в «Ашан-Сокольники».

В сетях X5 Retail Group касс самообслуживания нет, но компания изучает возможность такого эксперимента, говорит руководитель пресс-службы Х5 Retail Group Владимир Русанов.

Ритейлер «О'кей» изучал вопрос по установке технологичных касс, но пока посчитал идею нецелесообразной, говорит пресс-секретарь сети Артем Глущенко.

Подобные проекты с технологичными кассами пока удел магазинов премиум-класса, где уровень доверия к потребителям высок, считает гендиректор Infoline Иван Федяков. По его словам, это скорее имиджевые проекты, реальной экономии не получится: все равно нужны консультанты, дополнительные охранники. Железогло подтверждает: да, их проект пока имиджевый.