Регионы: Стандарт конкуренции


1) высокая корреляция между рейтингом инвестиционной привлекательности регионов «Эксперт РА» и рейтингом социально-экономического положения регионов «РИА Рейтинг» (0,7945) или заметная корреляция между рейтингом качества условий для малого и среднего бизнеса «МСП банка» и рейтингом социально-экономического положения регионов «РИА Рейтинг» (0,5895);

Ирина Князева. Окончила Новосибирский институт советской кооперативной торговли.

В 1992-1995 гг. - Новосибирское территориальное управление Госкомитета по антимонопольной политике. Десять лет руководит выполнением государственных научно-исследовательских работ в области антимонопольного регулирования.

Развитие конкуренции в регионах - один из наиболее масштабных проектов, реализуемых уже 25 лет с переменным успехом. Диагностика состояния конкурентной среды и ее потенциала включает в себя два блока агрегированных показателей:

1) потенциал и спрос внешней среды. Доступность важнейших для бизнеса ресурсных факторов, необходимых для ведения предпринимательской деятельности (человеческий капитал, финансовые ресурсы, уровень развития инфраструктуры), спрос на его продукцию и услуги, уровень барьеров для входа на рынок;

2) управляющие воздействия, которые имеют сравнительно ограниченное влияние, но в ряде случаев положительно влияют на конкуренцию в регионах. Они отражают активность региональной власти в сфере стимулирования предпринимательской деятельности.

Если влияние факторов общеэкономического характера в основном зависит от экономической ситуации в стране, то уровень административных барьеров и лояльность власти к бизнесу - от особенностей восприятия властью конкурентных инициатив.

Исследование, проведенное нами в этом году, позволило выявить интересные взаимосвязи между рейтингами регионов, отражающими инвестиционный и предпринимательский климат за последние пять лет. Например, наблюдается:

2) умеренная корреляция между рейтингом инвестиционной привлекательности регионов «Эксперт РА» и рейтингом качества условий для малого и среднего бизнеса «МСП банка» (0,4146).

Особый исследовательский интерес представляла оценка связи между вышеупомянутыми рейтингами и внутренним рейтингом территориальных органов ФАС. Нас интересовали общий рейтинг территориальных органов, рейтинги по числу заявлений от субъектов предпринимательства и количества возбужденных дел в отношении органов власти. Все три рейтинга косвенно отражают состояние конкурентной среды, накал конкурентной борьбы, уровень административных барьеров.

Между рейтингами инвестиционной привлекательности регионов «Эксперт РА» / рейтингом качества условий для малого и среднего бизнеса «МСП банка» и рейтингом территориальных органов ФАС присутствует умеренная корреляция (около 0,3395-0,3966). Сильные корреляционные связи между рейтингом инвестиционной привлекательности и количеством возбужденных дел в отношении органов власти (0,7220 и 0,6846).

С одной стороны, это может говорить о том, что уровень социально-экономического положения, благоприятность инвестиционного климата и качество условий для бизнеса оказывают существенное влияние на интенсивность конкурентных процессов, и, как следствие, число обращений в УФАС возрастает. С другой - количество выявленных нарушений со стороны представителей органов власти (около половины возбужденных ФАС антиконкурентных дел) показывает уровень лояльности и толерантности региональных властей к субъектам предпринимательства (в первую очередь малого и среднего). Это отражает «барьерные установки» в сознании чиновников и качество создаваемых условий для бизнеса.

Как может помочь развитию конкуренции с одновременным снижением барьеров «Стандарт деятельности органов власти субъектов РФ по содействию развитию конкуренции»? Мое отношение к этому документу сложное.

Абсолютно понятно, что нужно что-то делать, так как степень антиконкурентного вмешательства региональных и муниципальных властей создает угрозу для развития предпринимательства. А сокращение субъектов малого бизнеса - для всей экономики.

Развитие конкуренции в регионах базируется на двух основных компонентах: общей экономической политике и состоянии госрегулирования, включая антимонопольное. Экономическая политика должна содействовать формированию благоприятной конкурентной среды за счет создания эффективной системы управления общеэкономическими и секторальными процессами.

Безусловно, предлагаемый стандарт окажет некоторое институциональное воздействие на состояние конкурентной среды и, возможно, станет одним из элементов адвокатирования конкуренции и формирования конкурентной культуры. Но необходимо доработать целый ряд положений, чтобы стандарт не превратился еще в один документ, слабо влияющий на конкурентные процессы.

Я вижу необходимость внесения следующих изменений и дополнений в подготовленный стандарт:

1. Включить и распространить его действие не только на органы исполнительной власти субъекта Федерации, но и местного самоуправления. Это следует и из «дорожной карты» развития конкуренции.

2. Процедура создания органа по содействию конкуренции не описана. Есть риск включения в него представителей предпринимательской номенклатуры или лоббистов.

3. Не ясно, на основе каких критериев и какого анализа рынков будет формироваться перечень приоритетных рынков для содействия конкуренции.

4. Остался вопрос за скобками - кто будет проводить мониторинг состояния конкурентной среды. Независимость опроса - это залог реальности полученных данных.

Цели стандарта должны быть тесно увязаны с показателями, характеризующими эффективность губернаторов, в том числе с показателями эффективности их работы с бизнесом.

Что такое конкуренция в регионах и что может сделать для ее развития региональная власть?

Михаил Федоренко, советник руководителя ФАС: Это когда потребитель получает товар наивысшего качества по минимальной цене. Именно мнение потребителей, людей является главным показателем развития конкуренции. Алексей Кожевников, замгубернатора Вологодской области: Я согласен с Михаилом. Ключевая функция государства - стимулировать конкуренцию, покуда она целесообразна для конкретных потребителей конкретных товарных групп. Вадим Новиков, старший научный сотрудник, РАНХиГС: Как модератор рабочей группы по конкуренции в правительственном экспертном совете я могу признаться, что очень не люблю слово «конкуренция». Если оно попадается в шапке совещания, значит, говорить на этом совещании можно обо всем. Это способ посеять хаос. Конкуренция - это такая ситуация, когда нет хороших парней, которые обязательно должны остаться при делах. Это такая ситуация, когда если один преуспеет, то другой - нет, когда люди наносят ущерб друг другу. И пострадавшие не защищаются ни уголовным, ни другими законами. Если я подожгу чужую палатку, меня посадят. Если я разорю палатку, поставив рядом свою, меня не посадят. Я считаю, что программа развития конкуренции - это программа развития незащищенности. Конкуренция будет развиваться только тогда, когда правительство сможет продать ее под честным названием «Программа развития незащищенности в Российской Федерации». Но всегда находятся какие-то хорошие парни, которые не должны проиграть: отечественный производитель, малый бизнес. Конкурируйте как угодно, но малого бизнеса должно становиться больше, а не меньше. Таким образом, обсуждение темы уходит от ключевых проблем - проблем потребителя. Ирина Князева, замдиректора, Сибирский институт управления РАНХиГС: При разработке программы развития конкуренции обсуждались различные показатели, по которым можно оценивать ее уровень и которые можно измерить: количество хозяйствующих субъектов; оценка мнений потребителей; цена. Но нужно понимать, что рынок рынку рознь. Например, еще вчера мы считали, что чем больше субъектов, тем сильнее конкуренция. Но олигополистические рынки показывают другую картину. При высокой концентрации конкуренция очень сильная. Главное, чтобы была система борьбы за потребителя.