«Ак барс аэро» вместо «Татарстана»


ОАО «Ак барс аэро»

авиакомпания. Основной акционер: ОАО «Холдинговая компания «Ак барс» (97,16%). Финансовые показатели (РСБУ, 2012 г.): Выручка - 3,1 млрд руб., чистая прибыль - 4,1 млн руб.

Авиакомпания «Татарстан», прекратившая полеты с 1 января в связи с отзывом сертификата эксплуатанта, передала «Ак барс аэро» часть самолетов. Это 15 девятиместных Cessna Grand Caravan под региональные перевозки в Поволжье, два Ту-154 (они в аренде у «Ак барс аэро»), рассказала пресс-секретарь «Татарстана» Гульназ Минниханова. Еще четыре самолета Airbus находятся, по ее словам, в процессе передачи. Условия передачи Airbus не разглашаются, говорят Минниханова и пресс-секретарь «Ак барс аэро» Ляйсан Садыкова.

В марте 2013 г. АК «Татарстан» выиграла тендер по программе правительства РФ по развитию региональных авиаперевозок и стала основным авиаперевозчиком в Поволжье; 25 декабря прошел новый тендер, который выиграла «Ак барс аэро».

В распоряжении «Ак барс аэро» также 15 самолетов Bombardier CRJ200.

По словам Садыковой, переданные самолеты уже перекрашены в фирменные голубые и фиолетовые цвета «Ак барс аэро», в компанию переведено 90% летного персонала «Татарстана». «Это не только пилоты, а еще бортпроводники, штурманы, методисты - все, кто так или иначе связан с летной работой», - добавляет Садыкова.

«Ак барс аэро» по решению Росавиации переданы рейсы «Татарстана». Впрочем, некоторые из них «Ак барс аэро» выполнять не может. 13 января авиаперевозчик приостановил до 31 января полеты в Стамбул и до конца февраля - в Ростов-на-Дону. «Ак барс аэро» раньше не совершала полеты в Турцию, процесс передачи рейсов сопровождается документально и эти документы «в стадии формирования», объясняет Садыкова. Рейс в Стамбул - один из популярных, АК «Татарстан» выполняла их три раза в неделю, говорит Минниханова. «Это направление пользовалось спросом, оно сезонное, летом было всегда заполнено под завязку», - рассказывает она. По словам Миннихановой, зимой загрузка бортов в Стамбул составляла около 60%, в другое время - от 80 до 100%.

В Ростов-на-Дону АК «Татарстан» летала четыре раза в неделю. Полеты туда отменены по коммерческим причинам, сообщила Садыкова. Каким конкретно - она не объяснила. Зимой загрузка в Ростов всегда падала, так как это южное направление, говорит Минниханова. По данным замдиректора ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» Светланы Гайдуковой, из Ростова в Казань летали на 50-местных самолетах от 17 до 30 человек. Рейс не был убыточным, уверена она. Но из-за того что АК «Татарстан» часто сбивала график и меняла самолеты, задерживала рейсы, пассажиров становилось все меньше и меньше, отмечает Гайдукова.

Билет до Ростова стоил от 2500 руб. и выше. Билет в Ростов-на-Дону через Москву обойдется от 5889 до 9638 руб.

«Ак барс аэро» - средняя по репутации компания, говорит гендиректор компании Infomost Борис Рыбак. Эффективность управления «Ак барс аэро» также невысока, добавляет он: «Если их [компанию] нагрузить дополнительно - будет еще хуже». Республике хватит одной нормально работающей авиакомпании, но теперь лучше создать ее с чистого листа, считает эксперт.