Сибирь не знает, кого любит
За месяц до выборов мэра Новосибирска две трети горожан не определились, свидетельствует опрос Фонда борьбы с коррупцией. Впереди пока кандидат от властиЖители Новосибирска хорошо осведомлены о предстоящих 6 апреля выборах мэра: что-то о них слышали или знают больше 83% горожан, но большинство еще не решили, за кого отдать голос, это следует из первого опроса, проведенного социологической службой основанного Алексеем Навальным Фонда борьбы с коррупцией (телефонный опрос 1000 человек по случайной выборке, проведен 8-13 февраля, статпогрешность не более 3,8%). Опрос был проведен тогда, когда о намерении участвовать в выборах заявили 16 кандидатов (сейчас уже 17), в том числе врио мэра Владимир Знатков, выдвинутый «Единой Россией», ушедший в январе с поста вице-губернатора Андрей Ксензов (выдвинут партией «Родина»), депутаты Госдумы от Новосибирской области Анатолий Локоть (КПРФ) и Илья Пономарев (выдвинут «Альянсом зеленых и социал-демократов»).
О твердом намерении пойти на выборы заявили 52,1% респондентов, 62,1% от числа тех, кто намерен идти, не определились с кандидатом, рассказала руководитель социологической службы Анна Бирюкова. По ее словам, такая высокая доля неопределившихся объясняется и большим количеством кандидатов, и вялостью кампании, а в пересчете на общее количество избирателей в городе затруднились назвать своего кандидата почти 50% опрошенных.
Это лакомый кусок для оппозиции, обращает внимание социолог, при выдвижении единого кандидата у него могли бы быть хорошие шансы. Но пока даже левые Локоть и Пономарев ведут кампании порознь, отмечает Бирюкова. Самая большая группа опрошенных - 17% - намерена проголосовать за Знаткова, 10% - за Локотя, 4,3% - за Ксензова, у остальных, в том числе и Пономарева, результат не превышает статпогрешности.
Власть «сушит» кампанию, говорит Пономарев: ни одна телекомпания не заявила в избирком о готовности размещать ролики, это означает, что размещать их негде и в СМИ кампании почти нет. Все это работает на понижение явки, что выгодно кандидату власти. Сейчас все реальные кандидаты работают на повышение узнаваемости и интереса к выборам в целом, а переговоры о коалиции логично вести через две-три недели, говорит Пономарев. Большая неопределенность сохраняется, рассуждает политолог Александр Кынев, явного фаворита кампании нет, единой идеи тоже. Неопределенность делает исход выборов малопредсказуемым и не очевидно, что это на руку кандидату власти: все будет зависеть от мобилизации оппозиции, ведь протестные настроения в городе всегда были сильны, резюмирует Кынев.
Новосибирский политолог Дмитрий Пучкин утверждает, что классическая избирательная кампания в Новосибирске отсутствует: кандидаты лишены эфирного времени и агитационной площади. «Новосибирский электорат избалован, он привык, чтобы за его голоса боролись», - утверждает политолог. По его словам, в условиях информационного вакуума увеличивается элемент случайности выбора. «Оппозиционная коалиция может сорвать карт-бланш, если соберется и на последнем этапе, даже за неделю до выборов, проведет массированную пиар-кампанию», - уверен Пучкин. Такие прецеденты, по его словам, в Новосибирске были. В частности, в 1996 г. на выборах депутатов горсовета больше половины мандатов получила ЛДПР, которая буквально за три дня до выборов провела высокоактивную пиар-кампанию, при том что до этого избирательная кампания проходила почти в аналогичной тишине.
Лидер новосибирских коммунистов Локоть подтверждает, что выборы мэра «идут в тишине». «Электронные СМИ в выборах не участвуют, у нас есть только радиостанция, которая вещает на частоте FM, но в неудобное время», - замечает Локоть. «Тишина в эфире» и полное отсутствие агитации может стать причиной низкой явки избирателей. Это выгодно партии власти, ее кандидат Знатков сможет победить при явке ниже 30%, уверен Локоть.