Основные события: Мотор справедливости

В некоторых российских компаниях («Газпром нефть», МТС, «Билайн», «Пивоваренная компания Балтика», Промсвязьбанк, «Сибур», «УГМК-холдинг» и др.) уже несколько лет успешно функционируют подразделения, задача которых предотвращать риски несоблюдения антимонопольного законодательства. В большинстве случаев возглавляют такие службы юристы-профессионалы в области антимонопольного законодательства или бывшие сотрудники ФАС. В числе их основных задач - коммуникация с ФАС, консультирование топ-менеджмента, GR, проверка документов на предмет рисков, координация и участие в разработке мер по снижению регуляторного риска, разработка и доведение до менеджмента рекомендаций по управлению регуляторным риском, разработка регламентирующих документов, аналитические и экспертные заключения. Наиболее прогрессивное направление - участие в развитии антимонопольных институтов через некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции».

Риски несоответствия требованиям антимонопольного законодательства являются для крупного бизнеса достаточно существенными из-за высоких штрафов и репутационных потерь. Поэтому крупной публичной компании необходима реализация комплекса мероприятий и процедур, которые могут предостеречь от комплайенс-рисков.

Зарубежные компании около 15 лет активно реализуют программы антимонопольного комплайенса. Они обеспечивают наиболее рациональное функционирование компании, позволяют исключить мероприятия и процедуры, которые могут привести к нарушению конкурентного законодательства. В свою очередь конкурентные ведомства за рубежом стимулируют практику внедрения процедур комплайенса. Например, во Франции и в Великобритании наличие в компании антимонопольного комплайенса может быть обстоятельством, смягчающим ее ответственность за антимонопольное нарушение. В ОЭСР готовится руководство для компаний по внедрению стандартов антимонопольного комплайенса.

Но отечественная практика серьезно отстает от зарубежной. Следует активно информировать бизнес о необходимости внедрять антимонопольный комплайенс через механизмы адвокатирования конкуренции, разъяснять необходимость его внедрения. Желательна разработка стандарта/кодекса добросовестной конкурентной практики (типового и адаптированного к конкретному бизнесу). Необходимо информировать бизнес о наиболее успешных практиках антимонопольного комплайенса в крупных компаниях. Определенный интерес может представлять и разработка обязательных стандартизированных процедур для органов власти и включение их в «Стандарт развития конкуренции». Желательно, чтобы и ФАС заявила о поддержке и стимулировании внедрения антимонопольного комплайенса.