Депутаты хотят строже наказывать расхитителей госконтрактов

По новой статье Уголовного кодекса можно сесть на 12 лет за хищение более 6 млн рублей
Предложения Ирины Яровой превзошли по суровости антикоррупционные инициативы правительства/ М. Джапаридзе/ ТАСС

Расхитители средств для госзакупок будут наказываться по новой статье 164.1 Уголовного кодекса – вплоть до 12 лет лишения свободы. Такую поправку в УК подготовили председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая («Единая Россия») и Михаил Старшинов, представляющий в Думе Общероссийский народный фронт. Законопроект разработан ими во исполнение поручения президента по итогам его послания Федеральному собранию в декабре 2014 г.

Наказание варьируется в зависимости от размеров похищенного. За хищение до 250 000 руб. можно получить до шести лет лишения свободы, за хищение от 250 000 до 6 млн руб. – от четырех до восьми лет. Хищения на сумму более 6 млн признаются особо крупными (см. врез), но к ним приравниваются любые хищения при контрактах по гособоронзаказу. Все наказания сопровождаются штрафами, а принадлежность расхитителя к чиновникам является отягчающим обстоятельством, т. е. они могут наказываться на ступень суровее, чем исполнители госконтрактов.

Особо крупные хищения

За такие преступления предусмотрено от 7 до 12 лет колонии, штраф в 3–5 млн руб. и запрет занимать определенные должности сроком до 12 лет. Также вводится обязанность для исполнителей гособоронзаказа сообщать о субподрядчиках.

Похожий правительственный законопроект был принят в ноябре 2014 г. в первом чтении, на него дал положительный отзыв Верховный суд. Он был разработан по инициативе вице-премьера Дмитрия Рогозина и направлен на усиление административной ответственности госкомпаний (прежде всего ОПК), срывающих госзаказы. Уголовная ответственность в этом проекте предусмотрена за халатность (до пяти лет лишения свободы), повлекшую особо крупный ущерб, – более 7,5 млн руб.

О правительственном проекте Старшинову ничего не известно. Но «если практика покажет, что усиливать ответственность нужно не только в госзакупках, но и в других областях, это будет сделано», говорит депутат. Госзакупки – основное направление для хищений, при этом на гособоронзаказ тратятся гигантские суммы, продолжает Старшинов. По его словам, ужесточение наказаний актуально в том числе и с сокращением бюджета.

Если исполнитель срывает сроки госзаказа, он в любом случае будет платить большие штрафы, неделя задержки – это иногда уже 1 млн руб. штрафа, говорит собеседник в профильном комитете по уголовному законодательству. Инициатива Яровой и Старшинова выглядит как популизм, учитывая, что уже принят законопроект правительства, который вводит административную ответственность за неисполнение госзаказа для его исполнителей, но не для чиновников, считает собеседник. Если принимать инициативу Старшинова и Яровой, то нужны отзывы Верховного суда и правительства и не ясно, что делать с правительственным законопроектом. «Тендеры стоимостью меньше 1 млн руб. никому не интересны, но это уже крупный размер», – удивляется он. Правительственный законопроект разумный и менее радикальный, убежден думский собеседник.

Сейчас дела по хищению госимущества рассматриваются на общих основаниях, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Шабарин и партнеры» Максим Шабарин. Различий в строгости наказания между хищениями из госбюджета и обычными хищениями нет, потому что законодательно они не разделены на государственные и негосударственные, этот вопрос необходимо урегулировать, считает адвокат. Идея обсуждается давно и не является спонтанной, с тех пор как поставлена задача бороться с серьезной коррупцией, говорит завкафедрой уголовного процесса МГУ Леонид Головко. В советское время всегда была более строгая ответственность за хищение госсобственности, в постсоветский период ответственность уравняли и получилось так, что при любых формах хищения ответственность одинаковая, объясняет эксперт. При этом общественная опасность хищений из госбюджета выше и потерпевшими является множество людей, которые не получили дорогу или новую больницу, отмечает Головко. «Одна из точек зрения на эту проблему состоит в том, чтобы дифференцировать хищения. Уголовное право всегда отражает политический момент, и сейчас признана особая опасность таких хищений из-за общественной реакции на них», – говорит Головко.