Роскошь под ударом

Франция – самое популярное туристическое направление в мире/ Д. Новожилов/ Ведомости

После серии терактов в Париже котировки операторов отелей, производителей предметов роскоши и авиакомпаний оказались под ударом: инвесторы опасаются долгосрочного спада потока туристов из-за этих событий.

Вечером в пятницу, 13 ноября, три группы террористов почти одновременно нанесли удары по стадиону «Стад де Франс», концертному залу «Батаклан», прохожим и посетителям кафе. В результате убито не менее 129 человек, свыше 350 ранено. Ответственность взяла на себя запрещенная в России группировка «Исламское государство».

Акции Hermes International, Kering и LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton в понедельник, 16 ноября, снижались на биржевых торгах на 1–2%. Париж – второй по значимости для продаж люксовых товаров после Нью-Йорка согласно Bain & Co. Атаки произошли как раз в начале самого важного периода для отрасли: по оценке Bryan Garnier & Co, в октябре – декабре делается примерно треть всех годовых продаж. «Поток туристов в Западную Европу будет определенно ниже в ближайшие недели и в преддверии рождественского сезона», – цитирует Bloomberg Лоика Морво из Bryan Garnier.

Франция – самое популярное туристическое направление в мире, по данным Всемирной туристической организации: за 2014 г. страну посетило 84 млн туристов. Как следствие, на эту страну приходится около 20% всего рынка беспошлинной торговли, по оценкам Global Blue.

Для LVMH французские продажи – это около 10% выручки, для Hermes – около 15%, отмечает Bloomberg. Частично этот спрос может переориентироваться на другие рынки, предположил в беседе с агентством аналитик MainFirst Bank Джон Гай.

Всего европейские компании в сфере развлечений и туризма, входящие в индекс Stoxx 60 Travel & Leisure, потеряли 16 ноября около 2,6 млрд евро (около $2,8 млрд) капитализации, по данным Reuters. Бумаги французского оператора отелей и ресторанов Accor упали на 5,1%, Air France – на 6,5%, бумаги Eurotunnel и Aeroports de Paris потеряли более 4%.

Террористические атаки на Париж окажут «долгосрочное негативное влияние на туристический сектор Франции и все отрасли, которые зависят от туристов», опасается управляющий Roche Brune Asset Management Грегуар Лаверн. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, около 9% ВВП Франции приносит туристическая отрасль (напрямую и опосредованно) и она же обеспечивает около 10% занятости.

По данным Российского союза туриндустрии, спрос российских туристов на туры в Европу в целом снизился, аннулирования поездок пока единичные. Впрочем, по данным Deloitte и STR Global, туристическая отрасль стала быстрее адаптироваться к рискам: за последние 15 лет время, которое нужно для восстановления заполняемости отелей после террористических атак, заметно сократилось. Так, на восстановление заполняемости отелей Нью-Йорка после терактов 11 сентября 2001 г. ушло 34 месяца; отелям Мадрида после атак на поезда в 2004 г. потребовался год, сказано в исследовании.