«В контакте» поет за деньги

Больше половины доходов правообладателей приходится на продажи цифровой музыки/ Евгений Разумный/ Ведомости

Социальные сети «В контакте», «Одноклассники» и мобильное приложение Boom (входят в Mail.ru Group) с 1 октября ограничили время бесплатного прослушивания музыки в фоновом режиме до часа в день, а в дальнейшем ограничат до 30 минут, рассказал «Ведомостям» представитель «В контакте» Евгений Красников и подтвердил представитель Mail.ru Group. Ограничение действует как для сайтов этих соцсетей в сети, так и для их мобильных версий. Прослушивать музыку дольше часа в день пользователи смогут, оформив ежемесячную подписку за 149 руб.

Ранее крупные правообладатели не раз обвиняли Mail.ru Group, а особенно ее самый растущий актив – «В контакте» – в пиратстве. Эта соцсеть несколько лет подряд фигурирует в списке пиратских сайтов, составленном торгпредством США. Правообладатели в беседе с «Ведомостями» никогда не скрывали: их главная цель – легализовать «В контакте», основной, по их мнению, источник пиратства в рунете. На протяжении нескольких лет Mail.ru Group вела переговоры с крупными правообладателями о лицензировании музыки, одновременно правообладатели пытались судиться с «В контакте». Весной 2014 г. Universal Music, Sony Music и Warner Music подали иски к социальной сети с требованием возместить им 50 млн руб. материального ущерба и удалить треки нескольких исполнителей. Но суды решили, что социальная сеть – добросовестный посредник и не может отвечать за контент, который загружают пользователи.

Ограничения на бесплатное прослушивание связано с требованием правообладателей, заявил Красников. Доходы от подписки будут перераспределяться между правообладателями согласно условиям договоров с ними, уточнил представитель United Media Agency (UMA; заключает лицензионные договоры от имени Mail.ru Group). Суммы вознаграждений могут меняться в зависимости от того, сколько раз прослушали произведения конкретного лейбла. Независимые исполнители, размещающие музыку в группах, также могут получать вознаграждения за прослушивание их треков, говорит представитель UMA. Для этого им нужно заключить договор с лейблом или агрегатором, имеющим уже подписанный контракт с UMA. Так, прошлым летом эта компания подписала договоры с Universal Music Group, Warner Music Group, Sony Music Entertainment, Merlin Network. Сумму контрактов стороны не раскрывали, но источники «Ведомостей» говорили, что Warner Music будет получать от российской компании $2,5 млн в год, Sony Music – около $2 млн в год, контракт с Universal Music Group обойдется в $8 млн за три года. Представители Universal Music Group, Warner Music Group, Sony Music Entertainment вчера вечером не смогли предоставить комментарии.

В 2016 г. доходы звукозаписывающей индустрии в России выросли на 13,5% до $63,1 млн, по данным Международной федерации звукозаписывающей индустрии. Больше половины доходов правообладателей приходится на продажи цифровой музыки – 56%, или $35,5 млн; сервисы, работающие по подписке, заработали $12,7 млн.

В среднем в день пользователи музыкальных сервисов слушают музыку меньше 60 минут – такое время не будет стимулировать их оформлять подписку, считает гендиректор Zvooq Михаил Ильичев. Изменения начнутся после сокращения времени до 30 минут, полагает он.

Исправленная версия: в первом абзаце добавлена фраза «в фоновом режиме».