Газ для Украины мы оплатим из своего кармана

Подписав с Януковичем соглашения «газ в обмен на флот», Россия поставила точку в вопросе о том, носят ли ее действия в газовых отношениях с Украиной политическую подоплеку. Конечно, носят. Украине предоставлены масштабные скидки против «рыночных» цен на газ в обмен на уступки в совершенно другой области – военно-политической.

Все, что нам говорили в предыдущие годы Путин, Медведев, «Газпром» и вторящие им псевдоаналитики – про то, что якобы российское газовое давление на Украину не мотивируется ничем иным, кроме коммерческих мотиваций, – ложь. Не хочется даже углубляться в анализ других аспектов вранья. Например, о том, что подписанный в январе 2009 г. с Украиной «10-летний» контракт устанавливает «выгодные России долгосрочные правила игры», навеки переводя отношения на принципы take or pay, – все это было без колебаний выброшено на помойку ради текущей геополитической конъюнктуры.

Все это понятно, никто изначально и не сомневался. Есть лишь несколько вопросов.

Вопрос первый. Достигнутое таким, как бы это помягче сказать, авантюрным способом решение о пролонгации пребывания в Крыму Черноморского флота, скажем так, не очень политически устойчиво. Сейчас вокруг него сплотятся все оппозиционные украинские политические силы, с большой вероятностью они в будущем придут к власти, решение будет пересмотрено. Вывод – решению этому грош цена, и единственный его реальный результат – обострение антироссийских настроений на Украине.

Второе. Долгое время мы проводили политику уступок и скидок – в том числе по ценам на газ – в отношении Лукашенко. Результатов особых не видно, зато в последнее время Лукашенко просто-таки фонтанирует заявлениями о необходимости «противостоять диктату России», а отношения с Белоруссией опустились до наихудшей точки за все время. Подкармливание дешевым газом не помогло. Где уверенность, что поможет и в этот раз?

Третье. Можно объяснить, в чем великое стратегическое значение Черноморского флота? На просторах театра военных действий, где он мог бы быть полезен, – Средиземноморья и Атлантики – есть только один теоретический противник, НАТО. Этот же блок контролирует пролив Босфор, через который, если что, придется выходить на океанские просторы. Выходит, ареал действий флота по факту ограничен замкнутой черноморской акваторией, где никаких стратегических объектов нет. Про износ 30–40-летних кораблей и $500 млн, уже выделенных на строительство новой базы флота в Новороссийске, я уже и молчу.

Реальный смысл, видимо, в поддержании «стратегического форпоста державы» в Севастополе. Примерно по той же причине мы дотируем убыточную угледобычу на Шпицбергене.

И, наконец, четвертое. Платить за скидки Украине придется не «Газпрому», а всем нам – налогоплательщикам, потребителям природного газа. Не дороговато ли обходится нам убыточная и дилетантская геополитика?